Научно-технический прогресс, вселенная гаджетов и современных технологий, интернет с лабиринтом социальных сетей, мобильные телефоны и ноутбуки – это реальность современных детей. Чем же можно заинтересовать покорителей глобальной паутины?
Специалисты Городского психолого-педагогического центра отмечают, что в решении данной задачи помогает вовлечение в жизненный процесс творческих возможностей ребенка и его внутреннего потенциала. Сегодня для детей ориентироваться в информационном потоке, делать сознанный выбор и ставить цели, принимать самостоятельные решения важнее, нежели накопить знания.
Учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра Марина Ковалева предлагает несколько вариантов семейного времяпровождения, которое не только понравится детям и взрослым, но и позволит развить ряд навыков и способностей полезных для школы.
«Рисуем. Многие ученые отмечают, что рисунки оказывают сильное стимулирующее влияние на развитие речевой и мыслительной деятельности детей. Не случайно в дошкольных группах и начальной школе занятия изобразительным творчеством обязательно включены в образовательный процесс. Творчество развивает воображение, учит ставить цели, получать удовольствие от деятельности, а также оттачивает умение рассказывать и приносит много положительных эмоций. Рисуйте как можно больше с ребенком: реализуйте его творческий потенциал.
Ниткография. Рисовать можно с помощью обыкновенной верёвочки. Так мы развиваем зрительно-моторную координацию, формируем плавность и точность движений, готовим руки к письму, закрепляем навыков рисования, развиваем мелкую моторику и воображение, а также связную речь ребёнка.
Рисование с помощью верёвочки – творческий процесс, который располагает к развитию художественно-эстетического восприятия, способности представлять будущий рисунок и приобретать опыт общения с миром искусства. Каждый ребенок может по своему усмотрению дополнить рисунок, используя другие материалы, и довести его до целого образа.
Этот прием эффективен в работе с детьми, которым трудно генерировать собственные идеи.
Театр. Театр – неисчерпаемый источник для развития чувств, бесконечное поле эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству нации. Занятия театром улучшает воображение, увеличивает словарный запас и тренирует память.
Если интерес к театральному искусству постоянен, можно записать ребенка на кружок дополнительного образования — в театральную студию. Ребята любят играть в школьных спектаклях – вместе придумывать сюжет, распределять и учить роли, готовить костюмы – стоит только начать. Организовать театральную постановку можно и дома.
Творческие минутки очень любят малыши. Одним из примеров творческой минутки может являться игра со словами, побуждающими детей быстро найти правильный ответ на вопрос персонажа, придумать диалог (игра «Летели птички»), составить небольшое начало рассказа или придумать его концовку, создать рифмованные строки и четверостишия для окончания игры.
Игра «Летели птички».
Летели птички-невелички,
Так суетились, так торопились,
Головками вертели, крыльями махали –
А куда летели, так и не сказали.
С началом текста ребенок («птичка») изображает прыжки птиц. С концом текста останавливается. Родитель предлагает спросить у кукушки, куда она так торопилась. Ребенок-птичка сам придумывает ответ. Диалог продолжается благодаря вопросам, составленным вместе с ребенком.
Регулярные творческие минутки хорошо развивают память – учить стихотворения в школе детям после таких упражнений будет намного легче.
Файловое рисование. Еще одним из интересных способов развития воображения может стать файловое рисование. Как это работает? На прозрачном файле копируется изображение, нарисованное на листе, вставленное в файл, а потом дается полная свобода в творчестве. Дети дорисовывают то, что хотели бы изобразить. После того как рисунок закончен, можно составить рассказ, сказку или загадку. Этот способ рисования очень хорошо развивает графомоторные возможности детей и дает волю воображению. А также помогает научиться правильно делать ошибки, быть уверенным в себе, добиваться цели.
Элементы мультипликации. Делаем мультфильм дома – это особый проект, соединяющий в себе желание взрослых проявить себя в помощи детям и вечную мечту детей о всемогуществе, волшебстве. Если на зафиксированный на штативе фотоаппарат фотографировать сделанных детьми героев в разных позах, на разном фоне, а потом прокрутить быстро фотографии, то персонажи «оживают». Так мы оживляем нарисованных или кукольных героев, сочиняем сказки, учимся диалогу и развиваем коммуникативные способности. В Городском психолого-педагогическом центре есть своя мультстудия: практика показывает, что процесс увлекает детей всех возрастов и с разными образовательными потребностями».
Организовать интересное времяпрепровождение дома для ребенка можно: жизнь без гаджетов существует. Воображение и творческий подход сделают новогодние праздники временем новых открытий для вас и ваших детей.