«Чтобы не сломиться под тяжестью бремени обыденной жизни – нужно быть чем-нибудь увлеченным»

  • Учитель технологии ГБОУ Школа № 1512 Э.Н. Ананьева при информационной поддержке главного хранителя «Музея-усадьбы Л.Н. Толстого» Е.Г. Шестаковой под редакцией Кобылинской М.А., пресс-служба ГБОУ Школа № 1512 
  • 4.12.2020

Когда переступаешь порог московского дома Толстых, с удовольствием замечаешь, что почти в каждой из комнат – предметы домашнего рукоделия. Благодаря этим вещам, созданным в XIX веке руками Софьи Андреевны Толстой, дом дышит живым дыханием семьи…  Оно и неудивительно. Софья Толстая владела разными видами рукоделия: умела кроить и шить, вязать крючком и спицами, вышивать. В ее записной книжке, датированной далекими 1880 годами, отражается эта страсть: «Люблю что-нибудь творить – хотя бы шить». Тогда-то она и выработала для себя то самое правило: «Чтобы не сломиться под тяжестью бремени обыденной жизни – нужно быть чем-нибудь увлеченным».

Семь лет – красивое и доброе число, и пусть это не юбилейная дата, но для Школы 1512 эта цифра особо значима, ведь не секрет, что в дни, когда уходящий год начинает отбивать свои последние часы, так хочется ощутить поддержку семьи и преемственность объединяющих традиций. Почти семь лет тому назад в 2014 году ученицы студии «Дизайн ручного трикотажа» тогда еще школы № 810, входящей ныне в образовательный комплекс ГБОУ Школа № 1512 в восточном административном округе города Москвы, вместе со своим учителем технологии членом Ассоциации «Союз дизайнеров» Эллой Ананьевой нарядили новогоднюю елку в зале Музея-усадьбы Л.Н. Толстого в «Хамовниках». Специально для музея они связали игрушки по мотивам работ С.А. Толстой. За несколько лет коллекция пополнилась новыми экземплярами. Сейчас, когда сотрудничеству Школы 1512 и Музея минуло без малого семь лет, на протяжении которых ни на мгновение не прекращалось это тесное взаимодействие, начавшееся когда-то с простого человеческого духовного порыва хранителей музея к работе с нашими детьми, в сокровищницах последнего появилась настоящая коллекция изделий воспитанниц школьной студии – варежки, вышитые крестиком елочные шары, символы года в цветовой гамме одеял графини Толстой.

Сегодня гости музея видят в доме Толстых мягкие подушки с вышивкой, вышитую цветами и затянутую в черный атлас ножную скамейку, четыре вязаных и одно стеганое, сшитое из лоскутков, одеяло, что украшает кровать самой Софьи Андреевны. Вешалка на стене в спальне – дубовая, с застекленной рамкой в средней части, в которую вставлен вышитый крестом фрагмент корзины стилизованных роз. Диаметр его чуть больше восьми сантиметров: такая малость, но сколько здесь изящества и тепла!  Большую Гостиную украшает настенный ковер с орнаментальной ручной вышивкой простым крестом – работа самой Софьи, а на кровати Л.Н. Толстого, в Спальной комнате, лежит еще одно ее творение – знаменитое одеяло из цветной шерсти, связанное в технике тунисского вязания и вышитое вручную крестом. И можно только представить, что это работа не одного года…

Так и сложилась в усадьбе в «Хамовниках» красивая традиция: наряжать елку вязаными игрушками, выполненными по эскизам узоров графини Толстой. Появилась эта традиция в 2014 году после проведения выставки «Узоры жизни Софьи Толстой», на которой были представлены подлинные экспонаты, выполненные руками жены писателя. Тогда же гости музея смогли прочитать отрывки из дневников Софьи о Рождестве 1890 года, где она описывает то неповторимое праздничное настроение, царящее в доме… Весь день она возилась с елкой, а все игрушки тогда делались своими руками: в семье золотили грецкие орехи, наряжали «скелетцы» (так называли деревянных куколок, которых дети одевали во всевозможные костюмы). «Первого, самого хорошенького скелетца одели ангелом.  Пышная, белая кисейная рубашечка, на голове венчик из золотой бумаги, а за деревянной спинкой два кисейных, натянутых на тонкий каркас, крылышка». (С.А. Толстая. Куколки-скелетцы. Святочный рассказ).

Вязаные игрушки на современной елке в московской усадьбе Толстых выполнены детьми вместе со своим педагогом. На практике принцип включения учащихся в активный познавательный процесс в пространстве музея воплощается в специализированных экспозициях для детей – что называется, в «знании через руки». Главный методический принцип музейной педагогики совпадает с главным принципом ценностного освоения действительности: ценностям нельзя научить, их необходимо пережить, увидеть.  Особенно большое значение имеет возможность сделать что-то своими руками, что-то материальное, связанное с темой экскурсии или музея, то, что можно потом взять с собой. Это совершенно иной, очень важный для ребенка уровень осмысления ситуации. Сделать что-то самому.

«Чтобы не сломиться под тяжестью бремени обыденной жизни – нужно быть чем-нибудь увлеченным»

«Всякий раз при посещении музея охватывает чувство радости, когда перед тобой – подлинная обстановка дома Толстого, где как ни в одном другом музее, можно увидеть традиции рукоделия XIX века, — делится с нами Элла. – В то время все умели шить, вязать, вышивать, своими руками создавать уют в доме. И было бы замечательно, чтобы работы Софьи Андреевны вошли в учебники по технологии для девочек, а посещение музея стало примером и источником вдохновения для продолжения традиций усадебного рукоделия культуры быта XIX века в XXI веке». Педагог убеждена, что подлинные экспонаты ручных работ графини Толстой – живой источник воспитания любви к искусству рукоделия. На примере работ Софьи Андреевны можно изучать шитье, вышивку крестом и вязание крючком, особенно когда в учебниках не хватает примеров исторических артефактов рукоделия, хранящихся в музеях, выполненных известными женщинами.

«Чтобы не сломиться под тяжестью бремени обыденной жизни – нужно быть чем-нибудь увлеченным» «Чтобы не сломиться под тяжестью бремени обыденной жизни – нужно быть чем-нибудь увлеченным» «Чтобы не сломиться под тяжестью бремени обыденной жизни – нужно быть чем-нибудь увлеченным»

Несмотря на большое многообразие различных курсов и мастер-классов, создание   клуба любителей рукоделия Софьи Толстой позволило бы продолжить сохранение культуры русского усадебного рукоделия и воспитания любви к ручному труду на примере семьи Толстых, помогло бы восстановить утраченные традиции, когда в каждой семье мама учила рукоделию своих дочерей. «Нам посчастливилось взаимодействовать с музеем и проводить в нем свои мероприятия. Благодаря этому творчество Софьи Андреевны нашло живое продолжение в работах детей», — считает Элла, и в этих словах заключен, пожалуй, главный итог данного творческого альянса. Музей не остается застывшей копилкой артефактов, но продолжает жить живой жизнью, когда в работах современных детей мы видим отголоски истории.

Учитель технологии ГБОУ Школа № 1512 Э.Н. Ананьева при информационной поддержке главного хранителя «Музея-усадьбы Л.Н. Толстого» Е.Г. Шестаковой

под редакцией Кобылинской М.А., пресс-служба ГБОУ Школа № 1512

 

 

Рекомендации