Скоро одиннадцатиклассники будут писать итоговое сочинение, которое является допуском к Единым государственным экзаменам / Игорь Иванко, АГН «Москва»

Будущие выпускники мало пишут и не умеют редактировать свои тексты

  • Мария Соловьева
  • 18.11.2019

Скоро одиннадцатиклассники будут писать итоговое сочинение, которое является допуском к Единым государственным экзаменам. В преддверии этого Федеральный институт педагогических измерений разработал рекомендации по подготовке к сочинению.

При подготовке к сочинению школьники должны научиться составлять план, следовать ему в процессе написания текста, формулировать и обосновывать тезисы, соблюдать логический порядок частей.

Конечно, начинать обучать школьников написанию сочинений следует с пятого класса. Работу над ошибками проводить с опорой на критерии оценки. Для улучшения качества сочинений полезно проводить индивидуальные собеседования по конкретным замечаниям к работам.

Часто будущие выпускники списывали готовые сочинения или фрагменты, не соответствующие заданной теме.

Конечно, отрадно, что большинство выпускников понимает тему сочинения и умеет логично выстраивать рассуждение. В то же время скованность в построении развернутых суждений приводит к ограниченности объема сочинения, либо его наращиванию за счет пересказа текстов литературных произведений вместо их анализа. К числу типичных недостатков качества письменной речи относятся речевые ошибки, слабо развитые навыки редактирования своего текста, повторы.

Типичные орфографические ошибки в сочинениях совпадают с типичными ошибками в ЕГЭ по русскому языку. Больше всего ошибок допускается в следующих орфограммах: «Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением», «Правописание словарных слов», «Правописание окончаний и суффиксов имен существительных и глаголов», «Правописание наречий»; «Слитное и раздельное правописание частиц НЕ и НИ»; «Правописание Н-НН в кратких причастиях, прилагательных и наречиях», «Правописание приставок».

— Обращайте внимание на сильные позиции текста, выделенные курсивом или жирным шрифтом, в сочинении будьте логичны и последовательны. Используйте свой читательский опыт, чтобы понять текст, по которому вы пишете сочинение, — дает совет будущим выпускникам руководитель Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов по русскому языку Ирина Цыбулько. — Для успешного выполнения, в частности, 27-го задания (сочинение по прочитанному тексту) нужно прочитать материал несколько раз, периодически возвращаясь к отдельным фрагментам текста.

Рекомендации