Макаренко был поставлен в один ряд с великой Марией Монтессори и выдающимся Яном Амосом Коменским/РИА Новости

Антон Макаренко. Выковать супергероя и остаться в живых

  • Михаил Бударагин
  • 17.02.2020

Современность не балует нас поводами для оптимизма. Честное слово: то Бузова чудит, то какой-то спортсмен что-то ляпнет, то у Собчак новая передача, а там — шум-гам, некогда передохнуть. Но правда состоит в том, что все это — полустарческое брюзжание. Молодежь, мол, то, молодежь, мол, се. Мы помним, что одним из первых случаев в истории, когда подрастающее поколение предстало перед грозными очами стариков «не тем», был скандал вокруг пьесы греческого драматурга Аристофана «Лягушки».

— О боги, — воздевали очи горе завсегдатаи тогдашних агор, — что это показывают нашим отрокам? Комедию! Куда катится великая наша драма? На что променяли мы наследие Эсхила?

Аристофан был человеком веселым, а «Лягушки» теперь, когда в живых не осталось ни одного древнего грека, — признанная классика мировой литературы. По Аристофану пишут докторские диссертации, а ведь какой был парвеню, ничуть не хуже Бузовой. Вторая часть печальной правды заключается в том, что до тех пор, пока у тебя нет института по воспитанию детей, ты можешь только брюзжать. Школа — ключ к общественной жизни.

В чьих она руках? Этот вопрос волновал советскую власть, которая объявила в 20-е годы прошлого века, что мы строим бесклассовое общество. Оказалось, что школу захватили поклонники «тихой жизни», всякие любители «спокойного быта», и воспитывают в ней не героев, а просто таких вот Знаек (да, да, Николай Носов именно это и имел в виду), которые могут только очочки поправлять и складывать дроби.

А умереть за Родину они готовы, бросившись под танк? А строить великую страну, отправляясь, если партия прикажет, в тундру и тайгу? А удержаться от соблазна и не продать мать родную за джинсы и жвачку?

Молодежь в 20–30-е была, конечно, во всех смыслах «не та». Безотцовщина, пасынки Гражданской, малолетние воры, знавшие голод, холод, побои. Эту страшную разруху в головах призван был исправить один человек, педагог Антон Макаренко (он родился 1 марта 1888 года в Херсонской губернии, на окраине великой империи).

В колонии имени Максима Горького он претворил в жизнь воспитательно-педагогическую систему, которую много позже ЮНЕСКО назовет одной из самых значимых новаций XX века. Макаренко был поставлен в один ряд с великой Марией Монтессори и выдающимся Яном Амосом Коменским. А придумал он довольно тривиальную вещь. Звезды сложились так, что ему было позволено опробовать идею на практике (впрочем, в 1928-м после критики Крупской Макаренко от деятельности отстранили).

Главная новация состояла в том, что выходить из школы должны люди, сумевшие полностью изменить свою природу. Сверхчеловеки. Супергерои, обладающие нечеловеческими способностями, например, умением полностью отказаться от собственного прошлого. Ради меньшего не стоит браться за дело.

Макаренко справился. Он не сетовал на юношество, а брал и переделывал. Это было больно. Это было круто. Это было эффективно. Поколение детей, зараженных идеей сверхчеловеческой переделки, победило в Великой Отечественной войне.

Что к этому добавить?

Рекомендации