В кинотеатрах столицы шли «Дело Артамоновых» (по Горькому) и музыкальная комедия «Антон Иванович сердится» / Кадр из фильма «Дело Артамоновых»

Театры и кино дарили надежду на будущее

  • Павел Воробьев
  • 5.11.2019
Афиша документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой»
Афиша документального фильма
«Разгром немецких войск под Москвой»

В годы Великой Отечественной войны в Москве продолжали работать учреждения культуры. И это очень помогало жителям, оставшимся в столице, не сдаваться в самое тяжелое время.

Несмотря на проведенную массовую эвакуацию, под которую попали и московские учреждения культуры, в городе продолжали работу театры и кинотеатры, читались публичные лекции, проходили музыкальные концерты. Работали и библиотеки, а информационный голод москвичей утоляли выходившие в печать газеты — даже в самые трудные месяцы обороны. Например, газета «Вечерняя Москва», несмотря на общее сокращение тиражей и экономию бумаги в стране, ни разу за войну не прекратила выпуск своих номеров. Все они выходили строго по графику, и «Вечерка» была верным спутником столичных жителей в годы военных испытаний.

Весьма показательны афиши московских театров и кино в годы войны. Они наглядно свидетельствуют: город не только воевал, но и жил, причем полной жизнью. Так, согласно официальным репертуарам, опубликованным на страницах газет, даже в самые страшные и напряженные дни середины октября 1941 года МХАТ СССР имени Горького давал «Анну Каренину», «Три сестры» и «Школу злословия»; Малый театр — «Стакан воды» и «В степях Украины», Театр имени Вахтангова — патриотическую постановку «Фельдмаршал Кутузов» и классическую «Много шума из ничего». В Госцирке выступал знаменитый иллюзионист Эмиль Кио, а Концертный зал имени Чайковского устраивал вечера симфонической музыки. В кинотеатрах столицы шли «Дело Артамоновых» (по Горькому) и музыкальная комедия «Антон Иванович сердится».

Народный артист СССР Василий Качалов на концерте в Концертном зале имени Чайковского / РИА Новости
Народный артист СССР
Василий Качалов на концерте в Концертном зале имени
Чайковского / РИА Новости

Конечно, не обходилось и без свежих выпусков «Боевых киносборников» и «Союзкиножурнала», которые чаще всего показывали в Первом Детском кинотеатре.

— Подобное положение дел имело огромное моральное значение, — пояснил военный историк Александр Татаринов. — Подавляющее большинство москвичей трудились на тяжелых работах и при этом постоянно слышали известия о вынужденном отступлении наших войск. Плюс к тому начались авианалеты немцев на Москву. В такой обстановке легко было пасть духом, уехать, сбежать, бросить свой город. В истории достаточно подобных примеров. Но фильмы и спектакли, музыка и публичные лекции поднимали настроение жителям. Давали надежду, заставляли поверить, что город не сдадут. Моральный аспект в военное время очень важен. Когда немцев отогнали от города, фурор среди столичной публики произвел документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Он вышел на экраны кинотеатров 23 февраля 1942 года, в кассы стояли очереди за билетами. Причем первые месяц-два они не уменьшались, — люди ходили смотреть этот фильм по нескольку раз. Картина получилась сильнейшая, в 1943 году получила «Оскар» в США. А снимали его и монтировали работники Центральной студии документальных фильмов, которая осталась в Москве как мощнейший инструмент идеологической работы. Да и «Боевые киносборники», и «Союзкиножурнал» в большинстве случаев — тоже заслуга московских кинодокументалистов…

Рекомендации