Они работают волшебниками. Профессия графического дизайнера подойдет тем, кто замечает детали

  • Оксана Крученко
  • 9.09.2019

Если бы не было профессии графического дизайнера, ее обязательно стоило бы придумать. Ведь эти люди не просто придумывают картинки, они преображают пространство. Их цель — гармония, созданная из разрозненных элементов, композиция, которую далекий от профессии человек и представить порой не может. 9 сентября графические дизайнеры отмечают свой профессиональный праздник.


Помните, «Я не волшебник, я только учусь», — говорил юный паж в фильме-сказке «Золушка» 1947 года? Скромный сказочный паренек действительно сотворил маленькое чудо, а в наши дни смело щеголять его известной цитатой могут те, кто выберет для себя профессию графического дизайнера: еще довольно молодую для нашей страны, но перспективную. Без шуток.

Спросите любого, кто хоть сколько-нибудь знаком с ее азами, все скажут одно и то же: графический дизайнер — это чудотворец, способный из разрозненных линий, букв и форм сотворить нечто гармоничное, а иногда даже живое. Это художник, который может не уметь рисовать, но мыслить образно — обязан.

Он немного психолог и копирайтер, чуть-чуть программист и фотограф, он стилист, рекламщик и философ, мастер конструирования и оформления. А в целом графический дизайнер — это специалист по гармонии изображения: плоского, если мы говорим о канонах, и пространственного, если имеем в виду попытки приподняться над профессией.

— Профессия графического дизайнера творческая, и ее невозможно автоматизировать, — говорит цифровой художник Андрей Сурнов. — Задача-максимум для графического дизайнера — придумать законченное художественное решение. Решение, которое не выглядело бы хаотичным и случайным.

Согласен с коллегой и арт-директор «Вечерней Москвы» Александр Костриков, который подтверждает: дизайнер не рисует, как многие думают, упрощая смысл этой профессии, дизайнер придумывает.

Образ мысли

Что же такого особенного придумывает графический дизайнер? Он оформляет печатную продукцию (визитки, буклеты, плакаты, листовки, газеты, журналы, книги и т.д.), разрабатывает дизайн упаковки, этикеток, открыток, интернет- и наружную рекламу, сайты, презентации, интерфейс компьютерных игр. Но, пожалуй, одна из самых главных задач графического дизайнера — разработка логотипов и фирменного стиля компаний. Именно удачные идеи для логотипов делают графических дизайнеров знаменитыми, обеспечивая хорошие заработки.

К слову, самым первым в истории графического дизайна логотипом считается изображение собаки, которая слушает фонограф. Этот рисунок, сделанный английским художником Френсисом Барро, стал эмблемой компании, производящей граммофоны, в 1900 году. С тех пор дизайнеры придумали миллионы торговых марок и знаков. Каждый из нас знает эмблемы «Кока-колы», «Макдоналдса» или «Тойоты», «Мастеркард» или «Майкрософт» — узнаваемых логотипов несметное количество, и над каждым работали целые дизайнерские лаборатории и талантливые дизайнеры, которые в сочетаниях шрифтов, цветов и элементов сумели «зашифровать» некий смысл. Ведь графический дизайнер не просто создает изображения, он стремится сделать так, чтобы они, во-первых, цепляли зрителя, а во-вторых, были максимально информативны.

Взять хотя бы логотип сети кафе быстрого питания Subway. Стрелки на первой и последней буквах символизируют вход и выход, движение, а значит — прием пищи на ходу. Или знаменитое надкушенное яблоко Apple. В нем «зашита» идея распространения знаний и просветления человечества, отсылающая нас к истории Адама и Евы.

— Дизайн состоит из деталей, — открывает свои профессиональные секреты Александр Костриков. — Работая над идеей, дизайнер от мелочи идет к главному, а не наоборот.

Когда человек приезжает в Рим и видит Колизей, восхищается, чувствует себя фантастически. Но если перенести Колизей к нам за МКАД, восприятие не будет таким волшебным. Потому что дело не в самом Колизее, а во множестве мелких деталей, которые окружают человека в Риме и которых нет у нас.

Что было, что будет

Все дело в истории. Пока наша страна переживала переустройства, обновления, революции, войны и перерождения, в условиях западной европейской цивилизации планомерно развивался графический дизайн. Он начался со шрифтов, которые стали значимым элементом оформления еще в эпоху расцвета Римской империи (а если обращаться к временам совсем уж давно минувших дней, то графический дизайн можно усмотреть и в наскальных рисунках первых людей, и на страницах первых печатных книг, сделанных в период правления китайской династии Тан в 618–907 годах), а перерос в особую идею оформления пространства, результаты которой мы наблюдаем сейчас.

— Развитое дизайнерское сообщество — гарантия гармоничного оформления пространства. Можно сказать, чем больше к украшению реальности прикладывают руку дизайнеры, тем более комфортный город нас окружает.

Но у нас пока нет такой многовековой закваски, как на Западе, — рассуждает арт-директор «Вечерней Москвы». — Молодежи, которая хочет изменить окружающую среду к лучшему, нужно идти учиться, получать профессию.

Хочу только подчеркнуть, что большего успеха в графическом дизайне добьется тот, кто привык обращать внимание на мелочи.

Кроме того, безусловными плюсами будущего графического дизайнера, говорят специалисты, будут художественный вкус, визуальное восприятие, умение оригинально и трезво мыслить, креативность и изобретательность, а также знание современной культуры.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Андрей Кудрявцев, графический дизайнер, проектировщик кириллических шрифтов:

— Чтобы понять, какие навыки графическому дизайнеру могут пригодиться, нужно определить близкую область работы. Например: типографика (искусство оформления печатного текста. — «ВМ»), каллиграфия, шрифты, книжное оформление. А может быть, фирменный стиль, логотипы, брендбуки. Или визуальные коммуникации, системы ориентации (навигационные пиктограммы), интерфейсы, плакаты, решения для упаковок, веб-дизайн, визуальный стиль телевизионных передач, видео. Чем раньше человек нашел свой путь в графическом дизайне, тем лучше. Но возраст некритичен, если есть мотивация и готовность работать над собой. Навыки иллюстрации, рисунка могут пригодиться, но они не самые важные. Каждый графический дизайнер, независимо от специализации, должен разбираться в законах композиции, в основах шрифта, в психологии восприятия цвета, цветоведении, эстетике формообразования, истории графических стилей. И владеть соответствующими задаче инструментами, программным обеспечением. По всем этим темам есть достаточное количество информации в сети, мастер-классов, чтобы можно было заниматься самостоятельно или параллельно с учебой. В любом случае полезно так организовать свое информационное окружение, чтобы ежедневно узнавать что-то новое, соответствовать современным требованиям к профессии, видеть и анализировать чужие работы, получать советы и конструктивные комментарии коллег.

СПРАВКА

День графического дизайнера имеет полуофициальный статус. Этот праздник появился 14 лет назад и связан с юбилеем самого титулованного российского дизайнера, получившего признание на многочисленных международных конкурсах, — Владимира Чайки, который 9 сентября 2005 года отметил свое 50-летие, плавно перетекшее в празднование профессионального праздника. Чайка стал первым обладателем Госпремии России за вклад в развитие литературы и искусства и считается одним из эталонов в своей профессии. Первую значимую награду он получил еще в 1988 году. Работы Владимира Чайки находятся в коллекциях Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Музея плаката в Японии, в Художественном музее Денвера, Датском музее плаката и других сокровищницах.

КСТАТИ

Прежде чем взяться за создание изображения, в составе которого есть текстовая надпись, дизайнер должен решить главный вопрос: какой шрифт он будет использовать. Ведь шрифт — это очень важный дизайнерский элемент, и от того, каким он будет, зависят и яркость картинки, и ее оригинальность. Выбор шрифтов особенно важен, если дизайн минималистичен. Притом что шрифтов сейчас существует больше четверти миллиона, у каждого профессионального графического дизайнера есть свой набор, с которым он предпочитает работать. Вместе с тем в профессиональном сообществе принято говорить про так называемые влиятельные шрифты, которые всегда делают надпись выигрышной. Их немало, но к пятерке лидеров можно отнести:

— Helvetica

— Futura

— Garamond (а)

— Bodoni (б)

— Frutiger

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Термин «графический дизайн» придумал американский графический дизайнер, типограф и каллиграф Уильям Аддисон Двиггинс в 1922 году.

Рекомендации