кадр из мультсериала «Крокодил Гена и Чебурашка»,

Лучший друг Чебурашки. Продолжение истории сняли по требованию всех детей страны

  • Армен Мурадян
  • 23.02.2021

«Тайна Третьей планеты», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Варежка», первый номер альманаха «Веселая карусель»… Эти мультфильмы до сих пор остаются любимыми, и их можно пересматривать бесчисленное количество раз, на них выросло не одно поколение детей. А объединяет все эти анимационные фильмы то, что их создал один человек — режиссер-мультипликатор Роман Абелевич Качанов. 25 февраля ему исполнилось бы 100 лет.

У будущего мультипликатора, одного из корифеев отечественной кукольной анимации Романа Качанова детство было такое же, как и у тысячей других советских подростков, живших в довоенные годы.

Родился в Смоленске. Ранняя смерть матери, когда ему было 11 лет. Недостаток внимания отца, знакомство с блатной компанией, которой хорошо рисовавший Роман ради подработки делал татуировки. Проблемы в школе из-за успеваемости…

Ожившие картинки

Ему уже пророчили криминальное будущее, но тут юношу призвали в армию, и он попал в летную школу, где выучился на стрелка-радиста. Однако спустя год службы во время учебного полета самолет, в котором он находился, разбился. Роман с серьезными травмами попал в больницу. Лечение было долгим, и за это время он даже успел поступить в московский вуз с намерением стать инженером транспорта. Но все планы перечеркнула начавшаяся Великая Отечественная война, и его снова призвали в армию.

Качанов не любил рассказывать о годах войны — во время нее он лишился всех близких: отец и сестра погибли во время оккупации. Но именно этот период определил его предназначение. Солдатам показывали американскую киноагитку, в которой сравнивали автопилот и ручное управление самолета. В частности, фантазии летчика там были продемонстрированы в виде анимации: пилот думал о еде и девушках, а затем терял управление самолетом.

Роман Качанов впервые в этом фильме увидел мультипликацию, и именно тогда молодой десантник и задумался о том, чтобы научиться «оживлять» свои рисунки и шаржи. Годы спустя, когда в СССР приехали аниматоры студии Disney — Олли Джонстон и Френк Томас, уже известный мультипликатор Роман Качанов пересказал им эту историю.

— Так этот же сюжет сделал я! — воскликнул вдруг Джонстон, человек, создавший образы главных героев «Бэмби» и «Алисы в Стране чудес».

Триумф Крокодила Гены

После демобилизации в 1946 году Качанов поступил на курсы «Союзмультфильма» и по их окончании устроился работать на эту же студию. Более десяти лет он был художником-мультипликатором, ассистентом режиссера и художником-постановщиком у ведущих художников страны, набираясь у них опыта.

И только в 1958 году ему дали возможность снять самостоятельно свой первый мультфильм. А через год он снял свой второй фильм «Влюбленное облако», который собрал все главные призы на советских кинофестивалях. Затем последовала череда кукольных мультфильмов, среди которых была знаменитая «Варежка» — один из самых крупных успехов режиссера.

Спустя некоторое время Качанов взялся за экранизацию понравившейся ему книги Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Он обратился к самому автору повести с просьбой написать сценарий. Тот поначалу отказывался, потому что не представлял, как повесть адаптировать для мультфильма. На что Качанов ему просто сказал: «Да напишите хоть как-нибудь, все равно я буду снимать по-своему».

Когда работа над «Крокодилом Геной» была закончена, его авторам казалось, что получается великолепный фильм. Однако худсовет и редколлегия «Союзмультфильма» решили, что это полнейший творческий провал, и всех, кто участвовал в создании мультика, лишили премии. Но в итоге случилось то, что и должно было произойти: настоящий успех «Крокодилу Гене» обеспечили юные зрители, которые просто завалили Центральное телевидение письмами с требованием продолжения. Так потом и случилось.

Космическая Алиса

Качанов работал преимущественно в Объединении кукольных фильмов киностудии «Союзмультфильм». Но с легкостью переключался и на рисованную мультипликацию — он был режиссером таких известных мультфильмов, как «Портрет», «Наследство волшебника Бахрама» и «Последний лепесток». Но, наверное, самая известная его рисованная работа — полнометражный 50-минутный фильм «Тайна Третьей планеты».

Серьезный ученый Игорь Можейко, работавший в Институте востоковедения, очень боялся, что руководство узнает о его хобби и уволит — под псевдонимом Кир Булычев он писал детские фантастические книжки. Но после грандиозного всероссийского и международного успеха мультфильма о космических приключениях Алисы Селезневой этот страх у писателя прошел. Да и руководство института все равно бы узнало, что Можейко-Булычев написал сценарий к этому мультику, поскольку вся творческая группа, работающая над «Тайной Третьей планеты», получила Государственную премию. Мало того, мультфильм был закуплен всеми странами мира, а над его дубляжем работали звезды мирового кино.

Серьезный человек с чувством юмора

После «Тайны Третьей планеты» у Романа Качанова начались проблемы со здоровьем. Но, несмотря на ухудшающееся самочувствие, он снял еще четыре мультфильма, среди которых финальная, четвертая часть сериала о Чебурашке. Остальные снятые им в качестве режиссера мультфильмы — рисованные, не так известны, как предыдущие работы.

Летом 1993 года режиссер Роман Качанов скончался и был похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище, оставив после себя большое количество замечательных, узнаваемых и любимых всеми мультфильмов. А еще множество учеников, которые успешно работают в мультипликации по сей день.

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ

— Человек — царь природы. Да, только звери об этом не знают — они неграмотные…

— Официант! Четыреста капель валерьянки и салат!.. Я же просил четыреста капель, а здесь — четыреста две! — Безобразие… Это возмутительно! Если коровы станут летать, то мне в космосе делать нечего! — Уж больно здесь красиво! Жди беды! — Сколько световых лет! Сколько световых зим!

М/ф «Тайна Третьей планеты»

— А может, вам помочь нужно? — Спасибо, у вас и так много дел.

— Все ненужное на слом принесем в металлолом! — Кто людям помогает, лишь тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя! — Мы строили, строили и наконец построили! Да здравствуем мы, ура!

М/с «Чебурашка и Крокодил Гена»

— Маша! Маша! — Чего тебе? — Ну почему етот чудовищ пристает ко мне? — Все! Уехало твое письмо! — В темноте я вижу еще лучше, чем при свете… ой! — Что такое, Зильзиля? — Ничего, Маш, это я, Зильзиля, головой стукнулся.

М/ф «Наследство волшебника Бахрама»

Инфографика. Светлана Василевич
Инфографика. Светлана Василевич

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ РОМАНА КАЧАНОВА

«Варежка» (1967)

Немой кукольный мультфильм о девочке, которой не разрешают завести собаку, и она себе придумала, что ее варежка — это пес.

Вообразила это она настолько живо, что варежка действительно превратилась в милую и забавную собачку. Фильм получил с десяток различных наград на кинофестивалях — как отечественных, так и международных.

Мультсериал «Чебурашка и Крокодил Гена» (1969–1983)

Четыре мультфильма («Крокодил Гена», «Чебурашка», «Шапокляк» и «Чебурашка идет в школу»), сделанные на основе произведения Эдуарда Успенского, стали классикой отечественной мультипликации. Образы главных героев популярны не только у нескольких поколений россиян, но и за границей. Например, Чебурашка очень полюбился японцам.

Они даже сняли свой мультфильм-ремейк про него, бережно сохранив и образ этого персонажа, созданный Романом Качановым, и сюжет.

«Тайна Третьей планеты» (1981)

Полнометражный научно-фантастический мультфильм по мотивам повести Кира Булычева «Путешествие Алисы». Один из любимейших мультфильмов детей и взрослых нашей страны с замечательными, запоминающимися образами. Через четыре года, в 1985 году, Роман Качанов предпримет попытку снять еще один мультфильм по одноименной повести К. Булычева «Два билета в Индию», но он уже не будет иметь такого оглушительного успеха.

«Последний лепесток» (1977)

Мультфильм снят по мотивам сказки писателя Валентина Катаева «Цветик-семицветик». В нем мастерски показан мир таким, каким его видит ребенок-дошкольник. Тонко переданы детская психология и тот момент, когда маленький человек сталкивается с серьезными «взрослыми» проблемами.

Рекомендации