Монтаж автоматической орбитальной станции «Алмаз-18». Альберт Пушкарев/ТАСС

Ангара. Лифт на орбиту: какие задачи будет решать Центр имени Хруничева после «перезагрузки»

  • Екатерина Балабанова
  • 8.04.2019

В преддверии Дня космонавтики в Государственном космическом научно-производственном центре имени М.В. Хруничева открылся музей. Долгое время он располагался в ДК Горбунова, и вот теперь переехал в родные стены. Музей, как нетрудно догадаться, рассказывает о почти вековой истории одного из ведущих предприятий ракетно-космической отрасли, которое в ближайшие годы ждут серьезные изменения.

История Космического центра имени Хруничева неразрывно связана со становлением и развитием отечественной авиации и ракетно-космической техники. Но в последние годы уникальное предприятие едва держится на плаву. Надежда на возрождение появилась после объявления в феврале этого года о создании на базе завода Национального космического центра.

Сухие факты

В 1916 году на месте нынешнего завода Хруничева был основан Второй автомобильный завод «Руссо-Балт». Спустя пять лет его преобразовали в Первый Государственный бронетанко-автомобильный завод, который уже через год выпустил пять первых советских автомобилей «Промбронь». Потом предприятию придали «уклон» авиационный, начался выпуск самолетов-разведчиков Р-3 и Р-6, истребителей И-4, бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-3, ДБ-А, СБ, Пе-2, пассажирских самолетов АНТ-9 и АНТ-35. В годы войны завод производил бомбардировщики дальнего радиуса действия Ил-4 и Ту-2. Позднее — стратегические бомбардировщики Ту-4, М-4, 3М, вертолеты Ми-6 и Ми-8. В 1960 году предприятие перепрофилировали под разработку ракетно-космической техники. В 1993 году оно получило нынешнее название. Основная продукция в настоящее время: ракеты-носители семейства «Протон» и разгонные блоки к ним, а также разработка ракет-носителей семейства «Ангара».

Золотой век

По мнению многих экспертов, завод пережил два золотых века. Первый пришелся на 1970-е годы. Второй, как ни странно, на мятежные 1990-е.

— В свое время «Хруничев» делал по 12–14 тяжелых ракет «Протон» в год, а рекорд был аж 18! — вспоминает Владимир Водкин, более полувека проработавший в центре инженером-технологом. — И это не считая боевых ракет, которые в НАТО называли СС-19.

Мы их делали по 80 штук в год, и многие из них до сих пор стоят на боевом дежурстве. Добавьте к этому орбитальные станции «Салют», модули «Мира» и МКС… В 1990-е, когда наш тогдашний генеральный директор Анатолий Киселев пробил стену совсекретности и закрытости, пошли заказы от иностранцев, в итоге в начале нулевых мы владели 2/3 мирового рынка пусковых услуг! Сейчас достижения куда скромнее: несколько запусков «Протона», несколько — «Рокота». «Ангару» запускали лишь дважды, в легкой и тяжелой версии и аж в 2014 году.

Строим технопарк

Грядущая глобальная реконструкция должна стать толчком к новому золотому веку. По проекту пустующая территория завода к 2024 году превратится в технопарк, где разместят более 15 предприятий космической отрасли. Отдельный корпус отведут отраслевым кафедрам ведущих вузов: МГТУ имени Баумана, МАИ, МГУ имени Ломоносова. Студенты смогут проходить стажировку на предприятиях, в том числе и в Центре имени Хруничева, часть цехов которого переедет на восток, поближе к космодромам.

— Новые заводы действительно надо строить рядом с космодромами, — объясняет смену дислокации Сергей Александров, историк науки и член Комиссии по разработке научного наследия Константина Циолковского. — Пока же решили, что производство наиболее крупных частей ракет переедет в Омск, где для этого уже много лет реконструируют бывший ракетный завод, завозится технологическое оборудование, возводят новые корпуса. В Москве останется «голова», то есть конструкторское бюро и цеха по изготовлению менее габаритных, но более сложных разгонных блоков на водородном горючем — самого перспективного, что делает сейчас наша космическая промышленность. Думаю, эти преобразования пойдут центру на пользу. Ведь корпуса, в которых сейчас размещаются КБ, построены в 1940-е годы и находятся в таком плачевном состоянии, что проще снести и построить заново.

Нужны тяжеловесы

Доведут ли в обновленных цехах до ума так толком и не полетавшую «Ангару»? Да, потому что пока — только на нее и надежда.

— Беда «Ангары» в том, что ее создавали под конкретную ситуацию, — объясняет Александров. — В те годы возлагались большие надежды на спутники связи «Иридиумы», считалось, что будущее — за развитием многоспутниковых «созвездий», которые нужно будет выводить на орбиту легкими ракетами. А потом выяснилось, что они не так эффективны, а спутники удобнее выводить на орбиту тяжелыми ракетами — сразу по несколько штук.

Но даже самый тяжеловесный вариант «Ангары» — «Ангара-5» — может поднять максимум 25 тонн. С третьей водородной ступенью — 32–35 тонн. Дальше — все. Пока в качестве тяжеловесов у нас выступают «Протоны», но они летают на ядовитом гептиле, и в 2025 году, когда закончится контракт с казахстанским «Байконуром», эти ракеты выйдут в тираж.

— Вот и получается, что остается одна «Ангара» для вывода на геостационарную орбиту тех же грузов, что выводил и «Протон», но при запуске с космодрома Плесецка, — говорит Александров. — Есть еще вариант с ракетой «Союз-5» (новое название «Иртыш»), но это реинкарнация собиравшегося на Украине «Зенита», замену которому предлагали сделать очень давно. Потребовалось 25 лет, чтобы осознать необходимость этого, и ракета пока еще на стадии эскиза.

Глобальная задача

Еще одна глобальная задача — это создание супердвигателей нового поколения. Однако революционерам от науки и техники надо учесть нюансы российских реалий.

— У нас к новым движкам относятся с опаской, — говорит историк науки. — Это гигантский объем работ, новая стендовая база, длительные испытания на ней и серьезные деньги. Решать, на чем летать завтра, будут не ученые и инженеры, а госчиновники, причем самого высокого ранга.

Стоит ли при таком раскладе идти работать на космос? Стоит, уверен ветеран ракетостроения Владимир Водкин.

— Какие бы проблемы ни переживала отрасль, космосом все равно займутся, — считает он. — Великой державой без космоса не стать. И тенденции обнадеживают. Если в 1990-е и нулевые студенты МАИ повально шли в торговлю и бизнес, не связанный с космосом, а диплом был для них не более чем «корочкой», то начиная с 2010-го здесь стали учиться преимущественно те, кто реально собирается работать по специальности и буквально горит космосом.

Работа для будущих Королевых

По планам, в новой «редакции» центр Хруничева заработает в 2022 году. Какие же задачи будут решать нынешние старшеклассники, которые будут двигать российский космос на его производственных площадях? — Во-первых, им предстоит превратить «Ангару» из полуопытной машины в регулярно используемую, — объясняет Сергей Александров, историк науки и член Комиссии по разработке научного наследия Константина Циолковского. — Во-вторых, им предстоит довести до ума минимум две водородные верхние ступени, которые позволят этой надежде нашего космоса выводить на орбиту максимум того, что она вывести может. А потом уже на этой базе они будут делать водородные ступени для ракет сверхтяжелого класса, которые позволят летать на Луну и дальше.

Это то, что будет ждать будущих Королевых и Челомеев непосредственно на площадях «Хруничева». Тем, кто мечтает о создании супердвигателей нового поколения (надо ведь отказываться от дедовских способов передвижения!), скорее дорога в Химки (Энергомаш, НПО имени Лавочкина), Королев (ЦНИИмаш, РКК «Энергия»), ВНИИЭМ или Центр Келдыша. Ведь Центр Хруничева двигателями не занимается. Правда, чтобы быть востребованным в космической отрасли, придется взрастить в себе совершенно особые компетенции.

— Чтобы специалиста рвали на части, студенту профильного вуза нужно будет глубоко — и совершенно самостоятельно! — изучить предмет, который, к сожалению, ни в одном вузе толком не преподают, — уверен Владимир Водкин. — Условно его можно назвать системотехникой. То есть молодой специалист в идеале должен понимать, как устроены и работают экономические, общественные и космические системы. К сожалению, типичная проблема, с которой отрасль сейчас регулярно сталкивается, выглядит примерно так. Молодые талантливые ребята делают космический аппарат под конкретный заказ. Но им даже в голову не приходит, что заказчику на самом деле нужен не конкретный аппарат, сколь угодно хороший, ему нужна система, включающая агрегаты, целевую аппаратуру на них, системы управления и связи, системы наземного обслуживания… Они должны знать, как то, что они делают, вписывается в общий контекст. И вот когда они это будут знать, тогда они с легкостью найдут себе дело не только по специальности, но и по душе.

СПРАВКА

«Ангара» — семейство ракет-носителей модульного типа с кислородно-керосиновыми двигателями. Включает носители четырех классов от легкого до тяжелого в диапазоне грузоподъемностей от 1,5 ( «Ангара 1.1») до 35 («Ангара-А7») тонн на низкой околоземной орбите при старте с космодрома «Плесецк». Должна прийти на смену ракетам-носителям с токсичным гептилом. Модульность позволит упростить доставку к месту старта. Полностью спроектирована и изготовлена российскими предприятиями.

Рекомендации