Константин Сергеевич Станиславский (1863-1938) - советский режиссер, актер, педагог, один из основателей МХАТа. (кадр из кинофильма "Станиславский").РИА Новости

Он мог остаться купцом, но посвятил жизнь театру

  • 23.11.2018

В 1898 году в здании театра «Эрмитаж» в Каретном Ряду открылся Московский Художественно-Общедоступный театр, основанный К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко, так что недавно МХАТу исполнилось 120 лет! А 80 лет назад вышла в свет книга К. С. Станиславского «Работа актера над собой». Она подвела итог многолетней работы великого актера и режиссера, подарив миру теоретическую базу сценического искусства. Ею пользуются и поныне, а в чем заключается учение Мастера, мы сегодня и расскажем.

В этом году, кроме юбилея МХАТа, есть и еще одна знаковая дата: 155 лет назад родился Константин Станиславский (1863–1938). Его вклад в развитие искусства огромен, а история жизни — образец верности мечте.

Никакого преувеличения: фамилия «Станиславский» известна на весь мир. И о том, что он был теоретиком театра, знают все. Более того: «русским театром» в мире до сих пор называют все самое лучшее, эталонное. Так в чем же было дело и почему вошла в анналы фраза «Не верю», сказанная Константином Сергеевичем? Но прежде чем рассказать о теории Станиславского, стоит, по всей видимости, сказать хотя бы несколько слов о нем — как о невероятной, ярчайшей личности.

Купец, делец, актер

На самом деле Станиславский стал Станиславским через 22 года после своего рождения, в 1885 году. Свой псевдоним он взял в честь актера-любителя доктора Маркова — тот тоже выступал под фамилией Станиславский. А до того наследник богатейших предков-купцов, никогда не имевших отношения к театру, носил фамилию Алексеев.

…Отличный дом возле Красных Ворот, выезды на прекрасную дачу, гости, многолюдные вечера, умнейшие домашние преподаватели, которых приглашали к Косте и другим девяти его братьямсестрам, — таким было детство будущего театрального мага. Но, помимо образования классического, получаемого дома, детей активно развивали культурно. Кроме изучения иностранных языков, детям преподавали танцы и фехтование.

А еще в соответствии с модой того времени родители Кости устроили дома театр. Так что Костя вышел на сцену в четыре года. Кстати, к театру имела отношение бабушка Станиславского по материнской линии, известная французская актриса Мари Варлей.

Ну а домашняя забава в конечном итоге определила судьбу не только Кости: старший его брат, Владимир Алексеев, тоже стал режиссером и либреттистом, а сестра Зинаида (Соколова) — заслуженной артисткой РСФСР.

Правда, о том, что именно «лицедейство» станет судьбой Константина, никто, конечно, сначала и подумать не мог. Костя должен был стать директором унаследованной от отца ткацкой фабрики. Он им и стал, только думать о подмостках не переставал.

Несмотря на вполне успешные занятия коммерцией, Константин все же был человеком искусства. В 1886 году его избрали членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества. Его окружали именитые люди — Чайковский, Танеев, художник Соллогуб. Вместе с певцом и педагогом Федором Комиссаржевским и уже упомянутым художником Федором Соллогубом Станиславский разработал проект Московского общества искусства и литературы (МОИиЛ), вложив в него солидные средства. Первый спектакль состоялся 8 декабря 1888 года. Ну а незадолго до этого, разделяя управленчество и служение музам, он взял сценический псевдоним.

Валерий Левушкин, заведующий кафедрой Московского Института культуры:

— Жизнь актера весьма сложная, и работать, возможно, придется в разных ипостасях: сегодня он может быть драматическим актером, завтра актером мюзикла, а послезавтра и цирка — кто знает. Поэтому актер должен быть синтетическим. Чем шире его диапазон в жанрах, тем проще ему существовать. Человек, поступивший и решивший для себя, что он актер, получает необходимые знания и навыки в стенах учебного заведения. Иногда какое-то хобби со стороны может привнести определенную новую позицию в его ремесло. Порой помочь может то, что и не ожидаешь. Так, человеку, который занимается, например, скалолазанием, проще освоить трапецию.

Сцена как жизнь

Станиславский много и успешно играл на сцене. Минимум десять лет он посвятил актерству, причем его игру сравнивали с игрой лучших актеров того времени. Особо выделялись его роли Анания Яковлева в «Горькой судьбине» и Платона Имшина в «Самоуправцах» Алексея Писемского (1888, 1889), Паратова в «Бесприданнице» Александра Островского (1890), а также Звездинцева в «Плодах просвещения» Льва Толстого (1891). Но с годами одного актерства Станиславскому стало мало. Он ушел в режиссуру, а после их встречи с Владимиром Немировичем-Данченко и 18-часового обсуждения проекта создания Московского художественного театра на свет родился МХАТ.

А сердце так болело…

Распады и полураспады МХАТа, его скандалы и уходы из него актеров, которые трактовались как «измена принципам», Станиславский переживал болезненно и остро. В юбилейный вечер МХАТа, в 1928 году, у него случился сердечный приступ, и врачи запретили Станиславскому выходить на подмостки. Его очень поддерживали дома: Станиславский был счастлив в браке. Он был женат один раз, на Марии Петровне Лилиной (сценический псевдоним), урожденной Перевощиковой. Они были неразлучны до самой смерти Станиславского.

… За два года до громких скандалов в театре режиссер издал книгу «Моя жизнь в искусстве» (в Америке она вышла в 1924 году, в СССР — в 1926-м), а после начала изнурительной болезни Станиславский успел создать продолжение своих теоретических наработок — том «Работа актера над собой». По сути — это учебник-исповедь человека, который всю жизнь был страстно влюблен в театр и хотел, чтобы так его любили все люди на земле. Увы, эта книга вышла лишь после смерти великого Мастера.

Феномен и непростые будни великого МХАТа

Изначально Московский Художественный театр назывался также общедоступным. Со времени первой премьеры — спектакля «Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого — сюда могли прийти как сильные мира сего, так и представители любых других слоев населения: ориентация на демократичного зрителя была и осталась принципом театра.

Ядро составили студенты

Ресторан «Славянский базар» на Никольской, сгоревший в 1993 году, так и исчез с карты Москвы, а жаль: именно в нем, в его потрясающих по декору стенах Станиславский и Немирович-Данченко впервые заговорили о необходимости создания такого театра. Позже его актерское ядро составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, студенты, которым Немирович-Данченко преподавал актерское мастерство, а также участники спектаклей «Общества любителей искусства и литературы», опекаемого Станиславским. Сегодня их имена известны всем театралам: Ольга Книппер, жена Чехова, Иван Москвин, Всеволод Мейерхольд, Маргарита Савицкая, Мария Германова, Мария Лилина и Мария Андреева. До 1902 года представления давали в «Эрмитаже», в Каретном Ряду, арендовав здание театра Якова Щукина.

Николай Бурляев, артист театра и кино, кинорежиссер:

— В театре моим учителем был великий Мордвинов, и однажды он помог остаться актером. Я в жизни заикаюсь, а на сцене нет. Мы играли спектакль «Ленинградский проспект». И где-то на 130-м спектакле я уже так освоился, что импровизировал. И решил запнуться. Это произошло раз, потом два, три, и я уже не мог побороть заикание. До этого я абсолютно гладко говорил монологи, а тут открылся и начал заикаться так, как и в обычной жизни не заикаюсь. И вот занавес закрылся, я пошел за Мордвиновым в его гримерку и сказал, что уйду из театра, ведь я заика. А он мне в ответ: «Коля, знаешь, в цирке есть закон: если артист падает с трапеции, он должен немедленно залезть и повторить номер. Иначе в душе поселится страх — и прощай, арена! Ты артист, и завтра ты должен играть». Утром я сыграл спектакль и прошел этот «риф». Если бы не совет Мордвинова, то не было бы в моей жизни ничего потом.

Первая реформа

В 1902 году театр пережил первую реформу. «Товарищество Московского Художественного театра», сформированное в результате нее, представляло собой паевое предприятие, принадлежавшее не труппе, а 13 пайщикам.

Станиславский и НемировичДанченко представляли театр, а остальными одиннадцатью были богатые люди, поддержавшие идеи основателей театра. При принятии решений каждый обладал голосами, пропорциональными сделанному вкладу. Больше всех в театр вложился Савва Морозов, а с 1902 года он финансировал его пол ностью. После 1905 года театр набрал «силу в крыльях» и начал взлет.

После Октября

Но после Октябрьской революции театру пришлось несладко. Повод для претензий был «весомый»: в 1919 году труппа во главе с Качаловым отправилась за границу на гастроли, но Гражданская война помешала ей вернуться обратно в положенный срок. Артисты продолжили гастролировать, а когда вернулись, их обвинили в «нежелании» принять революционные перемены и в устройстве саботажа.

С 1920 года в театре происходили серьезные внутренние трения. Сначала отделилась студия, руководителем которой был Евгений Вахтангов, она стала именоваться Третьей Студией МХАТа, затем организовалась студия Четвертая… Однако МХАТ, вскоре ставший «академическим» театром, продолжал собирать лучшие актерские кадры.

Год за годом вес театра нарастал, он играл все более важную роль в культурной жизни страны и столицы. Ему передали бывшее здание Театра Корша, начали награждать орденами. Постановки театра вызывали бурное обсуждение, он постепенно стал культовым. Но уже после войны театр оказался в петле затянувшегося кризиса. Началось все с того, что в репертуаре театра появились одобренные свыше постановки, на которые не очень хотел ходить зритель.

Потом руководить театром стала коллегия, но опыт этот был неудачным — залы театра пустели… К тому же у МХАТа появились конкуренты: «продвинутый» Театр на Таганке, яркий «Современник»…

Никита Высоцкий, режиссер, педагог школы-студии МХАТ, МГИК, актер театра и кино:

— Стандартных советов, как актеру вжиться в роль, нет, да и быть не может — все индивидуально. У каждого актера своя методика. Для меня, например, важно найти в себе отзыв к роли, правильно определить тему. Важно собраться, сконцентрироваться на решении той или иной роли, задачах, поставленных режиссером, собрать внимание. Я очень дисциплинированный артист и всегда стараюсь понять режиссера и сделать то, что он хочет. Конечно, спектакль — дело общее, но так или иначе все определяет режиссер. Можно ему что-то предложить, какое-то свое решение, но спорить, настаивать, мне кажется, это неправильно.

«Варяг» и раскол

Кризис был очевиден для всех, и тогда «старики» Художественного театра решили избыть проблему приглашением «варяга»: они попросили возглавить театр основателя и руководителя «Современника» Олега Ефремова.

Он согласился, стал главой МХАТа в 1970 году и начал набирать в труппу лучших актеров. Дело начало налаживаться. Но в 1987 году в результате творческого конфликта труппа МХАТа разделилась на два театра. Московский Художественный академический театр им. М. Горького, оставшийся в здании на Тверском бульваре, возглавила Татьяна Доронина, а Московский художественный театр им. А. П. Чехова под руко- водством Ефремова отправился в Камергерский переулок. После смерти Ефремова худруком театра стал Олег Табаков, обновивший и труппу, и репертуар. В 2004 году театр вернулся к своему первоначальному названию — Московский Художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический. МХАТ имени М. Горького название МХАТ сохранил.

Он и сегодня сохраняет верность учению своего великого основателя — Константина Станиславского.

Рекомендации