Анатолий Верещагин, научный сотрудник института органической химии РАН им. Н.Д. Зелинского, доктор химических наук

Успехи ученика часто зависят от его наставника

  • Анатолий Верещагин, научный сотрудник института органической химии РАН им. Н.Д. Зелинского, доктор химических наук
  • 29.03.2021

Современную систему среднего и высшего профессионального образования можно назвать «непрерывной». Обучение в школе — университете — научном университете построено так, что школьника обучает студент, студента курирует аспирант, аспирантом руководит научный сотрудник. Главная задача системы — обеспечение притока студентов и старшеклассников в фундаментальную науку. Со старшей школы или с первого курса учащийся прикрепляется к научной лаборатории института в качестве начинающего, но полноправного члена исследовательского коллектива.

По мере работы в лаборатории у школьника формируется научный проект, в котором он постепенно начинает играть ведущую роль, переходя от технического исполнения к планированию эксперимента и анализу результатов. Проект он может представлять на школьных или студенческих конференциях, конкурсах научных работ, которые активно проводятся в России и за рубежом.

Проект обычно выполняется в реальной научной лаборатории, а его результаты могут войти в статьи в научных журналах. Зачастую такой проект превращается в дипломную работу или кандидатскую диссертацию. Таким образом, работа старшеклассников в научной лаборатории может стать для них первым шагом к выбору профессии и становлению как ученых.

В московских школах работают потрясающие педагоги, способные увлечь детей научной работой. Когда-то и я полюбил химию благодаря замечательному учителю, хотя учился в физико-математическом классе. Уроки педагога были настолько увлекательны, что переворачивали и раскрывали для ребят само понятие химии, открывая новый неизведанный мир. Огромное количество его учеников связали свою жизнь с химией. Более 50 из них стали кандидатами химических наук.

Рекомендации