Сурен Варданян, вице-президент московской торгово-промышленной палаты

Современная школа должна учить реальной жизни

  • 19.04.2021

Депутат Госдумы Александр Шерин призывает вернуть в школы начальную военную подготовку, а директор Института прогрессивного образования Анна Маркс предлагает ввести «уроки взрослой жизни». Минпросвещения планирует организовать факультативные уроки предпринимательства. Нужно ли все это московским школьникам?

Школа, на мой взгляд, должна идти за жизнью. Пусть там учат не только условному закону Ома, но и тому, что пригодится в повседневной действительности. Например, предпринимательству.

Проведение уроков, где учат основам бизнеса, давно, на мой взгляд, назрело. Ведь сегодня, так получилось, в отношении предпринимательства много мифов. Один из них, что предпринимательство — это легко. Придумал какую-то идею — и через несколько месяцев ты богат! Второй миф, что бизнес у нас, по большей части, незаконен. Третий миф, что предприниматели наживаются на простых тружениках, наемных работниках. Все это — полная ерунда.

Бизнес — это тяжелая, на износ, работа. А еще огромное общественное благо, потому что предприниматели создают новые рабочие места и платят налоги. Уроки бизнеса должны проходить в форме мастер-классов, как в вузах.

Пусть приходят конкретные бизнесмены и рассказывают как об удачных, так и провалившихся проектах. Причем провалы особенно важны — на них учишься! Также во время этих уроков имеет смысл провести тестирование учащихся — есть у них предпринимательская жилка или нет.

Дело в том, что бизнес — это все-таки призвание. Его можно сравнить с музыкальным слухом. Если у тебя его нет, то учиться играть на скрипке, конечно, можно, но толку будет немного. Поэтому молодой человек должен заранее понять, есть у него к бизнесу призвание или нет. Если нет, то он и не пойдет в бизнес, не набьет шишек, не потеряет деньги. А если выяснится, что призвание есть, то будет понимать: перед ним открыт еще один жизненный путь — предпринимательство.

Разумеется, проводить эти уроки нужно лишь для учеников старших классов, которые имеют пусть и минимальные, но все же экономические знания. Очень важно, кто, кроме бизнесменов, будет эти уроки вести. Это должен быть человек, имеющий экономическое образование.

Тогда уроки будут действительно эффективны.

Рекомендации