Фото: unsplash.com

Психология научит подростков общаться

  • Андрей Милехин, проректор Московского государственного психолого-педагогического университета
  • 5.03.2018

В центре имени Сербского подготовили школьные учебники по психологии для учащихся 3–11-х классов. Вопрос о том, нужно ли преподавать психологию в школе, — риторический.

Социальный заказ общества определяет основные цели обучения, образования, воспитания.

Перед современным образованием стоит фундаментальная задача — дать ребенку знание о себе как о человеке, как об «особой особости», так похожей на «другого» и в то же время так не похожей на него.

Однако сложилась парадоксальная ситуация: учащемуся даются знания о природе, обществе, производстве, но ему как человеку не дается никакого знания о самом себе.

А потому в его сознании отпечатывается представление о каком-то «бессмысленном», финальном положении «самого себя» в окружении вещей, техники, общества, природы.

Познавая мир не через себя, ребенок не сможет научиться слышать логику и ритм живой природы, общества, а поэтому будет строить внутри себя некий искаженный мир. Усвоение психологических знаний является непременным условием развития и творческих возможностей личности, расширяет границы самоактуализации, позволяет не держаться за стереотипы, а выбирать свой путь.

Это и вопрос о психологической адекватности личности собственной судьбе и карьере, интересам и потребностям. Психологическое знание должно не закрывать ребенка от мира, а помочь ему быть открытым миру.

Изучение психологии нужно для того, чтобы ребенок был более устойчивым в развитии, правильно составлял картину мира. Крайне важно фокусировать внимание на развитии умений общаться, включая умение говорить и умение слушать, творческое мышление, умение работать в группе, признавая ценность индивидуальных различий.

Главное предназначение преподавания психологии в школе — способствуя процессу открытий и выборов, помочь каждому стать умелым, ответственным, независимым исследователем, способным к развитию на протяжении всей жизни.

Рекомендации