Игорь Кузнецов, ведущий научный сотрудник института социологии ФНИСЦ РАН

Повторить советский опыт у нас вряд ли получится

  • Игорь Кузнецов, ведущий научный сотрудник института социологии ФНИСЦ РАН
  • 12.04.2021

Член Общественной палаты РФ Павел Пожигайло предложил ввести в России единую программу школьного воспитания, «которая могла бы обеспечить ту самую единую общность нашего народа». Сейчас, как пояснил эксперт, школы в национальных республиках воспитывают детей по собственным программам, что может привести к росту сепаратизма. А что думают эксперты?

Никакой единой системы воспитания ввести в российских школах невозможно. Потому что дети живут в совершенно разных условиях и разных социальных средах. Если мы, например, скажем: а давайте московских детей будем воспитывать не в семье, а в школах, многие родители согласятся, потому что детей они и так не воспитывают. Они для этого слишком заняты, у них просто нет лишнего времени, а воспитывают детей ролики в ютубе. Но попробуйте то же самое сказать на Северном Кавказе! Вас просто никто не поймет. Потому что там детей воспитывает как раз не школа, а семья. И семья, уверяю вас, никогда не отдаст функцию воспитания учебному заведению, какую программу там ни вводи! Семья как социальный институт на Кавказе первична.

К тому же, я убежден, вся эта программа воспитания будет сведена к дополнительным классным часам. Или к урокам патриотизма, где классный руководитель, ветеран или военком расскажут о том, как нужно любить Родину. Дело в том, что воспитание как процесс уже давно, со времен развала СССР, исчезло из школы.

Раньше ведь школа реально воспитывала — пыталась сделать из ребенка советского человека и строителя коммунизма. Октябрятская организация, пионерская, комсомольская — все это были воспитательные структуры. Было и трудовое воспитание: ребята дежурили после уроков, мыли полы в своем классе, убирали территорию на уроках труда, отмывали парты от собственных художеств…

К образованию эти виды деятельности, разумеется, отношения не имели, но к воспитанию — самое прямое. В современной школе, я думаю, повторить советский опыт уже вряд ли возможно. Никакой национальной идеи, кроме повышения уровня жизни, в стране нет. Идеология тоже размыта и довольно туманна.

К тому же школа сейчас не столько воспитывает, сколько дает знания, готовя ребенка к ЕГЭ или ОГЭ. Так что смысла в единой воспитательной программе — никакого.

Рекомендации