Откуда берутся грамотные люди: рассказывает педагог-психолог

  • Александра Желудова, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра
  • 14.09.2020

Быть грамотным человеком. Что это значит? Если мы заглянем в любой толковый словарь, то прочтём там, что грамотным считается человек, который умеет читать и писать на каком-либо языке. Но в контексте современности, когда большинство людей обладают этими навыками, содержание данного понятия изменилось.

В 21 веке грамотным считается тот, кто умеет говорить, читать и писать без ошибок. При этом знание правил не всегда обеспечивает безупречное владение речью. Возникает парадоксальная ситуация – читать и писать могут все, а грамотными являются лишь немногие. Тогда вопрос: откуда берутся грамотные люди? Давайте разбираться вместе.

С самых первых дней ребенок постоянно слышит речь окружающих. Сначала он лишь улавливает общий ритм человеческого голоса. Постепенно слова начинают соотноситься с образами предметов, появляются попытки назвать их самостоятельно. У малыша формируется фонематический слух, закладываются основы восприятия родного языка.

От того, как говорят вокруг, во многом будет зависеть грамотность его речи в будущем. Если, например, близкий взрослый разговаривает неправильно или с акцентом, намерено искажает речь, пытаясь сделать ее «детской» и более понятной, то у ребенка могут сформироваться искаженные стереотипы произношения многих слов. Напротив, четкая дикция, поставленные в нужных местах ударения, правильно выстроенные фразы во многом будут способствовать будущей грамотности ребенка. Но достаточно ли только этого условия?

Усвоение языка в устной и письменной форме – это всегда систематический труд и волевые усилия. Чтобы грамотно говорить, читать и писать необходимо, в первую очередь, обращать внимание на то, как нужно произносить или писать те или иные слова и запоминать правильные варианты. При этом в различных методиках преподавания для запоминания предлагается использовать различные каналы восприятия:

  • слуховой – когда ребенок произносит слово;
  • зрительной – когда он видит, как слово пишется;
  • кинестетической – когда пишет сам.

Тройное закрепление правильного образа слова способствует формированию прочных следов памяти, благодаря которым у ученика и появляется устойчивая грамотность.

Однако механическое проговаривание и заучивание правил лишь на первых порах поможет ребенку освоить азы грамотности. Чем дальше школьник будет продвигаться по пути освоения основ языка, тем в большей степени от него будет требоваться понимание и осмысление правил лексики, грамматики и орфографии.

Также немаловажную роль в развитии грамотности играет самоконтроль обучающегося. Особенно он важен на первых этапах. Контролировать свои действия ребенок может либо в процессе говорения или написания, либо после выполненного действия. В первом случае, мы получаем безошибочную грамотную речь (устную или письменную). Во-втором, выявление и исправление ошибок.

Грамотность – дело наживное. Широко известен тот факт, что более грамотными являются те люди, которые много и с удовольствием читают печатные типографские тексты. Видя постоянно перед глазами образы правильно написанных слов, читатель ещё раз фиксирует их в своем сознании и закрепляет уже имеющиеся навыки грамотного говорения, чтения и письма.

В заключении отметим, что, будучи взрослыми, многие люди говорят, что не помнят ни одного правила, а пишут правильно, ссылаясь на «врожденную грамотность». В основе данного феномена лежит автоматизация давно изученных правил, использование которых уже не требует усилий памяти и внимания.

Так откуда берутся грамотные люди? В основе любой грамотности лежит опыт, путь обучения и самообучения человека. И, как и любой навык, грамотность можно постоянно развивать и совершенствовать.

 

 

Рекомендации