Кадр из фильма. Марта Козлова, сыгравшая Анну, стала настоящим открытием для режиссера Алексея Федорченко

Незаметная война маленькой Анны

  • Артем Чубар
  • 16.04.2019

Бывает кино, которое не вдруг порекомендуешь к просмотру. Не потому, что фильм плох — в этом случае, наоборот, все просто и понятно: снято криво, сюжет плоский, персонажи картонные, короче, зря потраченные время и деньги.

С хорошим кино сложнее: есть картины, которые хватают с первых кадров и не отпускают до финальных титров, смотришь на одном дыхании.

А есть те, что требуют от зрителя внятного усилия — волевого, умственного, эмоционального. Не уйти малодушно с середины, но заставить себя всмотреться, вслушаться, вчувствоваться в киноязык, которым с тобой говорят. «Война Анны» Алексея Федорченко, взявшая премию «Ника» как лучший фильм, как раз из последней категории.

Западная Украина, 1941 год. Шестилетняя Анна восстает из братской могилы: в полузасыпанной черноземом яме лежит ее семья, близкие, соседи — все население безвестного еврейского местечка, истребленного карателями. Умерли все. Осталась одна Аня.

Чудом выжившая девочка встречает местных жителей, и те, от греха подальше, отправляют ее в немецкую комендатуру, разместившуюся в старинном здании поселковой школы. Там Анна сбегает от полицая и прячется в трубе неработающего камина. Так начинается ее личная война.

Тайная — девочка покидает свое убежище лишь ночью. Молчаливая — разговаривать не с кем и не о чем. Одиночная — из близких существ только приблудившаяся кошка. Война за жизнь…

В фильме нет прямых аллюзий на дневник 12-летней блокадницы Тани Савичевой. Равно как и на дневник Анны Франк: эта еврейская девочка из Амстердама, Танина ровесница, вела его во время нацистской оккупации Нидерландов. Но есть важное общее для всех троих — двух реальных и одной выдуманной — героинь: они не сдавались.

Таня Савичева умерла в эвакуации от туберкулеза в июле 1944-го. Анна Франк — от тифа в концлагере Берген-Бельзен в феврале 1945-го. Алексей Федорченко оставил открытый финал…

Мировая премьера состоялась еще в январе прошлого года на кинофестивале в Роттердаме. Призов российская военная драма не снискала: жюри куда ближе оказались другие ленты, к примеру, польский триллер «Нина» про трудную судьбу двух лесбиянок. Но картина не осталась незамеченной и получила очень положительную критику. Авторитетный кинокритик Антон Долин назвал «Войну Анны» одним из лучших отечественных фильмов 2018 года. На больших экранах в России его покажут 9–12 мая.

Рекомендации