Инженерные классы и профилизация современной средней школы. Заметки учителя.

  • Станислав Лавров, учитель истории ГБОУ "Школа №1504"
  • 14.08.2020

В связи с экспонентным ростом общего объема знаний и уровнем развития техники, одним из ключевых принципов современного образования стала эффективность и главный акцент в обучении сместился с компонента знания в сторону получаемых умений и навыков. Ситуация, в которой учитель перестал быть ведущим авторитетным источником знаний, уже давно не является чем-то новым, но переориентация всей системы на индивидуальные траектории учащихся заняла годы. В сложившейся ситуации, когда уже посредством кружков дополнительного образования (LEGO- конструирование, робототехника для детей и мн.др.), возникла потребность в более ранней предпрофессиональной  профилизации.  Причем речь идет даже не о выпускных классах средней школы (10-11 класс), а о 7-м классе обучения (возраст 13-14 лет).

Каких только негативных отзывов мы не слышали, когда несколько тысяч московских школ объединили в несколько сот образовательных организаций. Важным последствием оказалось то, что теперь доступ к передовым материальным образовательным ресурсам имеют не несколько десятков элитных школ, а все объединенные (в основном под эгидой этих же элитных школ) образовательные организации. Таким образом, практически все московские учащиеся получили доступ к инновациям и передовое образование стало куда более народным. Программа до сих пор находится в стадии активной разработки, но уже во вполне обозримом будущем у учащихся появится совершенно реальный широкий выбор учебного профиля в рамках одной организации. А это значит, что, не меняя школы, ребенок сможет реализовать себя не только в не требующих специфического оборудования профилях (социо-гуманитарный, лингвистический и др.), но и в таких сложных направлениях как медицинские, инженерные и военные классы.

Сама идея профильного обучения не является чем-то новым, она и раньше присутствовала в виде средне-профессионального образования. Если в прежние времена прикладные училища были невысокой ступенью профессионального развития и содержали многих, кто не мог продолжать обучение по стандартной системе «школа-институт» , то в наши дни, наиболее мотивированные учащиеся уже на уровне среднего звена средней школы (6-7 классы) вполне осознанно выбирают профили и иногда даже меняют учебные заведения в связи с подготовкой к намеченной специальности высшей школы (университета). Объединенные в образовательные организации, московские школы уже могут обладать достаточным ресурсом для содержания квалифицированного персонала и специального оборудования, дающего все возможности к освоению современной техники.

Уже не первый год Департамент образования и науки города Москвы реализует проект инженерных классов в московских школах. Реализация проекта совпала с масштабной модернизацией школьной среды (вышеупомянутый проект МЭШ) и способствовала серьезному техническому усовершенствованию образовательного пространства. Преобразования произошли не только на уровне материально-технического оснащения школ — принципиальным образом был реорганизован весь учебный процесс. Помимо базового среднего образования с углубленным изучением отдельных предметов дети получили доступ к широким возможностям дополнительного образования. В итоге в школьных стенах стали доступны такие вещи как робототехническая лаборатория, инженерные классы, естественнонаучные лаборатории, электронные кульманы и многое другое. Само собой, работа в инженерном классе подразумевает специальную квалификацию педагогических работников, а это означает переподготовку имеющихся сотрудников или привлечение квалифицированных технических сотрудников.

На бытовом уровне это дало некоторые интересные новые возможности. Взять, например, робототехнику: если раньше поломка какой-либо детали в роботе означала целую цепочку проблем, начиная с обращения в иногда зарубежную фирму-производителя и заканчивая ожиданием поставки нужной детали. Теперь же инженерные классы оснащены 3D-принтерами и вполне могут «напечатать» какую-нибудь важную ведущую шестеренку в течении считанных пятнадцати-двадцати минут. Технология будущего уже совершенно доступна и вопрос только экономики, когда это войдет в повсеместно войдет в нашу повседневную жизнь (а ведь так можно делать практически с любым товаром потребления, включая еду и одежду).

Вот так новейшие технологии приходят в нашу жизнь посредством системы образования, а она, как известно, в принципе не может быть статичной. Профилизация образования на уровне средней школы, на настоящий момент, является выходом из ситуации, когда усложнившиеся дисциплины требуют более глубокого и раннего погружения.

Рекомендации