Хватит грузить преподавателей бесконечными бумагами

  • Дмитрий Винник, доктор философских наук
  • 25.01.2021

Поддерживаю идею главы Рособрнадзора. Ведь аккредитация в ее нынешнем виде буквально парализует нормальную работу вуза. Начнем с того, что ее ввели вместе с Болонской системой образования — то есть общей для стран Европы. Идея была такая — пусть наши дипломы признаются на Западе.

Отлично! А зачем? Вероятно, для того чтобы российские налогоплательщики оплачивали образование наших студентов, а они, став специалистами, потом уезжали за границу! Что представляет собой аккредитация, которую регулярно проходят вузы? Это занудная и абсолютно бессмысленная канцелярская проверка различного рода придуманных чиновниками показателей. Доходит практически до анекдота. Преподавателю порою предлагается рассказать, какие именно компетенции он формирует у студентов на каждом уроке. Причем каждый урок предлагается расписать поминутно. Вот ты здесь пошутил, а какой смысл у этой шутки? Нужно обязательно рассказать и доказать, что она нужна.

Конечно, к живому преподаванию это никакого отношения не имеет. Раньше преподавателю было достаточно составить учебный план, занимающий 10–15 страниц. Сейчас он занимает страниц 80–100, а иногда и 300! Причем содержательная часть составляет те же 10–15 страниц, а все остальное — фантазии на тему. Например, таблицы компетенций, которые формирует у студента преподаватель. Причем эти компетенции должны друг с другом сочетаться! Конечно, вузы вынуждены к аккредитации готовиться. И чтобы они проходили успешно, проводятся своего рода «боевые учения». И преподавателям, конечно, приходится в них участвовать.

Я надеюсь, что слова Анзора Музаева — это сигнал вузам: можете немного выдохнуть. Как Центробанк выдавил с рынка большинство «нехороших» банков, так Рособрнадзор — большинство «нехороших» вузов. Остались те, кто дает более-менее качественное и востребованное на рынке высшее образование.

Рекомендации