Проблема буллинга очень актуальна. Анонимный опрос показал, что она затрагивает 60 процентов классов в российских школах, pixabay.com

Каждый важен: всероссийский проект против травли представили педагогам

  • Евгения Попова
  • 16.03.2020

О том, как противостоять буллингу, то есть травле, в современном мире недавно говорили в Центре толерантности Еврейского музея. Присутствующих на мероприятии педагогов даже вовлекли в интерактив.

Буллинг существовал во все времена. Каждый из нас может вспомнить подобный случай в школе. Травля — это, образно говоря, инфекционная болезнь класса. Многие исследования говорят, что если в школе есть один класс, инфицированный буллингом, очень вероятно, что в скором времени их будет несколько.

Буллинг — системная программа, и бороться с ней нужно системно. В этом уверены участники команды Центра толерантности Еврейского музея, которые провели для педагогов и журналистов концепт-презентацию антибуллингового проекта «Каждый важен». Проект рассчитан на школьников, их родителей и учителей, так как проблема буллинга затрагивает их всех.

Главный — свидетель

Программа создана по инициативе Общероссийского профсоюза образования и Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности. Ее цель — на деле показать новую систему в решении проблемы травли, разработанную совместно с лучшими экспертами.

— Фигуранты травли — агрессор, жертва и свидетели. Кажется, что главными фигурами являются агрессор и жертва. Но на самом деле главные действующие лица здесь — свидетели, которых как бы не видно, но именно благодаря им все и происходит, — рассказала директор Центра толерантности Еврейского музея Анна Макарчук.

По ее словам, профилактическая программа «Каждый важен» для школьников направлена в первую очередь на свидетелей, у которых есть все ресурсы для того, чтобы прекратить травлю. В то время как у жертвы и агрессора ресурсов, оказывается, мало.

— Я не была ни агрессором, ни жертвой. Но я была свидетелем школьной травли и не предприняла ничего, чтобы она прекратилась. Эта ситуация разрушила меня. Занимаясь профилактикой буллинга, я искупаю свою вину за ту историю школьного прошлого, — поделилась Макарчук.

Научат сопереживанию

В прошлом году Центр толерантности (ЦТ) провел анонимный опрос среди педагогов из 32 регионов России. Специалисты выяснили, что проблема травли присутствует более чем в 60 процентах классов в России.

А на вопрос, было ли подобное в школе времен их детства, утвердительно ответили более чем 80 процентов опрошенных!

— Наша цель — создать благоприятную среду в классе, в которой буллинг просто не приживется, — отметила ведущий тренер Центра толерантности Елена Горинова. — Программа для школьников построена в двух возрастных «линейках»: это 5–7-е классы и 8–11-е. Тематика занятий одинаковая, просто учтены возрастные особенности. Продолжительность каждого занятия — полтора часа. Главная задача обучения — развить у школьников чувство сопереживания, обучить навыкам конструктивной коммуникации и умению оказать эмоциональную поддержку.

Занятия построены на основе сквозного видеокейса. На завершающем этапе класс придумывает и реализует антибуллинговую инициативу для учеников младших классов своей школы. Специалисты ЦТ подчеркивают: важно, чтобы дети сделали собственные выводы на тему буллинга, а не просто придерживались правил, «спущенных сверху» школьными учителями.

Родителям и учителям

В то же время специалисты ЦТ отмечают, что отсутствие знаний и технологий — главная причина, которая мешает педагогам заниматься в школах профилактикой буллинга. К слову, антибуллинговых программ в России пока еще очень мало. Поэтому так важен синтез международного опыта и российских реалий.

Антибуллинговые тренинги для учителей стартовали 18 февраля. По итогам шестинедельных занятий педагоги получат соответствующие сертификаты и смогут применять знания на практике.

Работа над программой для родителей еще продолжается. Для них будут разработаны информационные материалы, знакомящие с доступными ресурсами в решении проблем буллинга в классе.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Марина Нехаенок, семейный психолог:

— Тема детской жестокости, к сожалению, актуальна во все времена. Особенность ее в том, что дети часто «сбиваются» в стаи и преследуют какой-то объект, как правило, отличающийся от них внешним видом, имеющим какой-то физический изъян.

Вспомните художественный фильм Ролана Быкова «Чучело». По сюжету новенькая Лена Бессольцева становится объектом организованной травли одноклассников. И все потому, что у нее чудаковатый дедушка, который коллекционирует картины и странно одевается. Героиня фильма выстояла в ситуации буллинга, но через что же ей пришлось пройти морально!

Где та грань, в которой шутки и подколы, обычные для школьников, превращаются в травлю? Она начинается там, где начинается унижение достоинства человека. В понятие «буллинг» входит намеренная, постоянная травля, при которой прослеживается неравенство сил обидчика и агрессора. Речь идет от терроре любого вида: психологического, физического, открытого и незаметного. Щипки, подзатыльники, оскорбления, угрозы, унизительные клички, высмеивание, издевательства — все это проявления буллинга. Агрессор, напав на жертву, пробует границы дозволенного, постепенно продвигаясь дальше. Нужно пресекать подобное в корне.

Рекомендации