Алексей Захаров, руководитель портала по поиску работы

Учить студентов нужно будущей профессии

  • Алексей Захаров, руководитель крупного портала по поиску работы
  • 26.04.2021

Ректор Российского технологического университета Станислав Кудж предложил включить в диплом о высшем образовании графу «цифровая квалификация» выпускника. Она будет отражать степень владения цифровым аспектом полученной специальности, а также приобретенные за время учебы практические навыки. Нужна ли такая графа в дипломе, спорят специалисты.

Очень странная инициатива, смысл которой мне совершенно не понятен. Так получилось, что в той или иной степени цифровизован сейчас любой, даже самый простой механический труд. Московский дворник, помахав метлой, фотографирует чистый участок и отправляет со смартфона мастеру в качестве отчета снимок. Это и есть цифровизация в чистом виде.

И что нам теперь — обучать на специальных курсах дворников фотографировать со смартфона? Объяснять, как пользоваться мессенджерами, чтобы отправить снимок? Писать специальные методички? Подозреваю, что дворники сами, без всяких курсов, научатся.

Цифровизация стала частью любой профессии. И если ты владеешь профессией, то ты владеешь и «цифрой» — разве это не очевидно? Но если главу «цифровая квалификация» введут, то, подозреваю, вузы начнут разные новые курсы.

Соберут, например, студентов и начнут их учить печатать в программе «ворд». Я не шучу и не гиперболизирую, потому что в наших школах, например, есть уроки информатики. Раньше на них изучали очень старый язык программирования бейсик, сейчас изучают паскаль. Он чуть менее древний, но тоже, по сути, никому и ни для чего не нужен. И вот, я подозреваю, такие же «уроки информатики» начнут вводить и в вузах, чтобы в графе «цифровая квалификация» было что поставить. Нагрузка на студентов увеличится, а их реальная цифровая квалификация — ни в коей мере. Ведь не растет же цифровая квалификация школьников после уроков информатики: скорее им «подгружают» устаревшие, редко применяемые в реальной жизни знания.

Мне кажется, вузы должны обучать не «цифре», а непосредственно будущей профессии.

А цифровизация войдет в жизнь выпускника сама, без каких-то дополнительных усилий преподавателей. Не нужно выпускать директивы о восходе солнца, выпадении дождя и приходе весны — природа как-нибудь без чиновников разберется.

Рекомендации