Дело в том, что все школьное обучение сейчас перестроено под ЕГЭ, практически с первого класса / Официальный сайт мэра Москвы, Mos.ru

Необходимо ли разделить выпускные экзамены и вступительные в вузы

  • Сергей Соловьев
  • 11.11.2019

Согласно опросу РАНХиГС уже 28,5 процента родителей школьников считают необходимым разделить выпускные экзамены и вступительные в вузы, как это было до введения Единого государственного экзамена. По их мнению, это повысит интерес их детей к учебе. Поможет ли такой шаг, рассуждают наши эксперты.

МНЕНИЕ «ЗА»

Тестирование не учит думать и анализировать

Сергей Соловьев, главный редактор журнала, скепсис, кандидат философских наук:

— С момента ведения ЕГЭ уровень культурного и гуманитарного развития выпускников школ существенно упал. Я преподаю в Московском городском психолого-педагогическом университете историю и могу сказать: первокурсники разучились формулировать свои мысли — и устно, и письменно. Дело в том, что их учеба в школе сводилась главным образом к подготовке к сдаче ЕГЭ. А Единый госэкзамен — это скорее игра в угадайку. Причем это было ясно с самого начала, об этом предупреждали специалисты всех уровней.

Конечно, школьный и вступительный экзамены нужно разделять. Ведь задача школьного образования — дать ребенку базисные знания и одновременно научить его получать знания новые. Вот экзамен и должен выявить, насколько успешно ученик эту задачу выполнил.

Поможет ли это повысить интерес к учебе? Будут ли дети больше стараться? Это, скорее, зависит от особенностей характера самого школьника. Некоторые, несомненно, будут относиться к выполнению домашних заданий более ответственно, но и только. Не думаю, что интерес к учебе резко возрастет.

А задача экзамена вузовского — отобрать лучших, наиболее талантливых, школьников, кто готов продолжить обучение. ЕГЭ, по моему мнению, ни первой, ни второй задачи не решает. Но и отменить его вот так сразу просто невозможно.

Дело в том, что все школьное обучение сейчас перестроено под ЕГЭ, практически с первого класса. Действует система тестирования знаний. А анализировать текст, отстаивать свою точку зрения умеют далеко не все сегодняшние школьники.

В общем, я считаю, нужно разрабатывать новую систему оценки знаний, а дело это небыстрое.

Тем не менее я уверен, процесс нужно запускать. Ведь сегодня система ЕГЭ с ее сверхформализацией ответов ставит шлагбаум на пути творчески мыслящих ребят. А именно творческие и нужны стране.

МНЕНИЕ «ПРОТИВ»

Угадать ответы на Едином госэкзамене не получится

Антон Алексеев, директор школы № 1241:

— Главное преимущество ЕГЭ — равные возможности для всех. Умный, талантливый и работоспособный школьник из любого уголка России способен успешно сдать госэкзамен и поступить даже в самый престижный московский вуз. Сегодня так и происходит. Московские выпускники вынуждены конкурировать за бюджетные места с самыми умными ребятами со всей страны. И это, я считаю, справедливо. Больше того — подобная система стимулирует наших ребят лучше учиться в школе. При этом, надо понимать, чтобы система и дальше успешно работала, нужно, чтобы процедура сдачи ЕГЭ по всей стране была такой же честной и открытой, как у нас в столице.

Да, есть какое-то количество детей, для которых ЕГЭ — не самый подходящий формат демонстрации своих знаний. Но они могут зайти в вуз через другую дверь: например, побеждая в олимпиадах. Так что не ЕГЭ единым.

Да, госэкзамен обвиняют в излишней формализованности и в том, что это, скорее, игра в угадайку. Не могу с этим согласиться. Тот ЕГЭ, что был 10 лет назад, и тот, что есть сейчас, — это разные экзамены. ЕГЭ постоянно совершенствуется. Угадайка — это когда, например, выпускника спрашивают о дате Бородинской битвы. Скажем, 1812, 13, 14 или 15 годы. Но таких вопросов уже давно нет! Зато есть вопросы, касающиеся хронологии. Например, расставьте в хронологическом порядке определенные события. И тут, если ты не знаешь истории, угадать не очень получится. Тут нужно иметь четкое представление о событиях.

В общем, я считаю, за ЕГЭ будущее. Вполне возможно, экзамен нужно совершенствовать. Результаты, конечно, должны быть следствием реальных знаний.

Разделение экзаменов снова на выпускные и вступительные интереса к учебе не повысит. Как и раньше, больше внимания уделяется тому предмету, который нужно будет сдавать в вузе, его же и выберут в школе. А это никак не повлияет на интерес ученика.

Мнения колумнистов могут не совпадать с точкой зрения редакции.

Рекомендации