Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Настала пора отучать подростков от клипового мышления?

  • 21.05.2018

Многие московские школьники подвержены клиповому мышлению. По статистике, каждые два года объем информации в сети увеличивается в два раза. Чтобы избежать перегрузок, мозг вынужден «хитрить»: он выбирает из всего объема только важные, на его взгляд, фрагменты, часть которых потом за ненадобностью выбрасывает. Дети все чаще обращают внимание на заголовки, совсем не читая текстов или пробегая их по диагонали. Так, может быть, настала пора отучать подростков от клипового мышления? Об этом спорят наши эксперты.


Подростки разучились эффективно мыслить

Ольга Полякова, учитель русского языка и литературы 

ЗА

Клиповое мышление опасно тем, что оно не предполагает мышления как такового и не формирует целостную картину явления или мира. Ученик с клиповым мышлением не задумывается, например, почему Раскольников убил старуху-процентщицу, а потом раскаялся. Он не копается в причинах. Ему важен лишь сюжет, канва повествования: с чего началось и чем кончилось. И это очень плохо.

Потому что у ребенка снижается способность к сопереживанию. А еще благодаря такому типу мышления он плохо анализирует ситуацию, а значит, в будущем может стать марионеткой. В него — через телевизор, соцсети — можно загрузить любой нужный контент, и он станет делать то, что нужно. И это очень опасно.

Разумеется, школе нужно пытаться «переформатировать» мозги ребенка. Наша главная задача — научить его не только быстро искать в интернете факты, но и сопоставлять их, анализировать. Проще говоря — думать. И это, кстати, сложнее всего. Потому что современный подросток благодаря умению пользоваться интернетом имеет довольно широкие знания и часто уверен, что знает все. А значит, зачем ему чему-то учиться? Погуглил — и нашел ответ. А если этот ответ неправильный? Проблема в том, что знания современного ребенка хоть и широки, но неглубоки. Он, как правило, не понимает связи явлений. Не понимает, что из чего проистекает. Ему остро не хватает системности.

Можно ли с этим что-то поделать? Думаю, да. Лучший способ этого добиться — побольше читать классиков, писать сочинения, пересказывать и обсуждать прочитанное. И начинать нужно с начальной школы. Детей нужно учить не выбирать правильный вариант ответа или подстраивать его под правильные параметры, а идти путем анализа. Пусть даже школьник ошибется, у него будет развиваться навык размышления, анализа ситуации.


Клиповое сознание — данность. К нему нужно приспособиться

Игорь Кузнецов, кандидат социологических наук

ПРОТИВ

Противостоять цифровизации мира невозможно. Это стихия. Даже и пытаться не надо. Сейчас мало кто помнит, но такой же лавиной было, например, телевидение. Телевизор сначала появился в каждом доме, потом в каждой комнате и на кухне. Но мы как-то приспособились к этому явлению. Не отупели вконец, не потеряли способности мыслить. Сейчас такая же мощная лавина — интернет. И его прямое следствие — формирование клипового мышления.

Да, оно ущербно. Да, лично мне это явление не нравится. Но оно имеет и некоторые плюсы. Например, формирует быстроту реакции. Столкнувшись с проблемой, молодой человек может быстро погуглить и найти ответ. Клиповое мышление учит одновременно решать сразу несколько задач. Ребенок может одновременно обедать, смотреть кино и переписываться в мессенджерах. И при этом у него нет передозировки информации, потому что клиповое мышление позволяет — так, во всяком случае, ребенку кажется, вычленить главное. Таким образом, клиповое мышление выступает ответом на все увеличивающийся поток информации и защищает ребенка от этого потока.

Как утверждают футурологи, пройдет лет десять-пятнадцать, и мы станем обладателями уже нового, гибридного, мышления. То есть наше собственное, данное от природы, сознание гармонично дополнит возможности сотен тысяч мощнейших компьютеров мира. Нанороботы будут циркулировать вместе с кровью в коре головного мозга, и мы сможем мгновенно, одним «мановением» мысли, запросить любую необходимую информацию. Микроскопические роботы соединят неокортекс, кору нашего мозга, с искусственным неокортексом в «облаке». Мозг сегодняшнего двоечника даст ему сверхвозможности. И, судя по тому, какими темпами развивается цивилизация, в прогнозы ученого легко верится.

 

* Мнения колумнистов могут не совпадать с точкой зрения редакции

Рекомендации