Обучение будет возможно на срок от двух недель до полного исправления вздорного ученика / pixabay.com

Надо ли переводить юных дебоширов на принудительное домашнее обучение

  • 10.12.2019

Эксперты организации «Российская общественная инициатива» предложили переводить юных дебоширов на принудительное домашнее обучение. Авторы инициативы подчеркивают, что сначала школьных хулиганов должны насильно водить к психологу. А если не поможет, то домашнее обучение будет возможно на срок от двух недель до полного исправления вздорного ученика.

ЗА

Воспитанием согласно закону должны заниматься родители

Александр Блинков, заслуженный учитель России:

— Инициатива как минимум заслуживает внимания. Ведь сегодня по закону «Об образовании» ответственность за воспитание ребенка несут его родители. Но многие мамы и папы пытаются перенести эту ношу на школу. Вот вам ребенок, делайте с ним что хотите. Не слушает, буянит, срывает уроки — это ваша проблема, ведь это все в школе происходит. Не можете найти с ребенком общий язык — вы плохие педагоги! Вот такая примерно логика рассуждений. Если учителя и школьные психологи сделали все, чтобы поведение ребенка исправить, но у них ничего не получилось, остается передать его родителям. По закону воспитывать должны вы — вот и воспитывайте. И учите. Ведь, как правило, хулиган не просто плохо себя ведет. Он плохо учится и при этом не дает учиться другим, срывая уроки. И одноклассники уж точно ни в чем не виноваты. Хотя бы ради них, нормальных детей, хулигана нужно перевести на домашнее обучение. А уж как он будет учиться и кто его будет воспитывать — это проблема родителей. Последним, кстати, я всегда говорю: «Воспитывайте ребенка. Ведь в школе он несколько лет, а с вами — всю жизнь!»

Нет, разумеется, многое зависит от личности и опыта конкретного учителя. Есть такие, у которых все дети ведут себя адекватно, а есть те, кто поставить хулигана на место не в силах. Хорошо, если сильные грамотные педагоги будут в школе преобладать. Тогда у хулигана больше шансов исправиться. А если нет, то вариант остается один — родители. Потому что ни педагоги, ни дети не должны страдать от того, что кто-то не хочет учиться и держать свое поведение в рамках приемлемого. Школа — это прежде всего учебное заведение. Здесь дают знания, а исправлять девиантное поведение должны все-таки в другом месте. Иначе вместо проведения уроков учителя будут думать, как им справиться с очередным дебоширом, и качество школьного образования, разумеется, будет снижаться. А в этом, согласитесь, никто не заинтересован.

ПРОТИВ

Это попытка не решить проблему, а спрятаться от нее

Александр Федорович, психолог, психотерапевт:

— Эта идея — банальная попытка избавиться от проблемного ребенка. Мы не знаем, что с ним делать, так давайте спрячем с глаз долой! Наивно полагать, что домашнее обучение его исправит. Ведь дома-то, как правило, никого. Родители — на работе. И что в такой обстановке юный хулиган будет делать? Учить уроки и думать над своим поведением? Это даже не смешно.

Школьного хулигана, я убежден, не нужно «водить по этапу»: сначала один психолог, потом другой, потом домашнее обучение. Это примерно то же самое, как не лечить гангрену, а отрезать палец за пальцем — вдруг само пройдет? А нужна, я считаю, интенсивная терапия: совместные активные действия и школьного психолога, и классного руководителя, и родителей.

У меня был похожий случай. Мама привела на прием дочь, которая плохо себя вела. Сначала ее пришлось отправить в специальный интернат для трудных подростков, которые тем не менее не совершали преступлений — только правонарушения.

Побыв там два месяца, она переместилась в специальную школу для трудных подростков в Нижегородской области. Следом за ней, бросив все, отправилась мама. Жила год рядом с дочкой. Эта история закончилась благополучно. Девочка реабилитировалась, сейчас учится во вполне приличном учебном заведении. Претензий к ее поведению нет.

Резюмируя, можно сказать, что трудным подростком, школьным хулиганом необходимо заниматься, а не действовать по принципу «нет человека — нет проблемы». Ведь очевидно же, что вне коллектива, оставшись один дома, он не исправится.

Скорее всего, его состояние лишь усугубится, а падение продолжится. И через какоето время мы увидим уже не просто ребенка с плохим поведением и даже не хулигана, а самого настоящего преступника. И воспитывать его будут уже не учителя и психологи, а обитатели СИЗО и колонии.

Рекомендации