Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Каким должен быть современный педагог?

  • 30.09.2019

Сегодня не утихают споры вокруг попытки определить, каким именно должен быть современный педагог. Должен ли сохранять дистанцию между собой и школьниками, ограничиваясь на уроках изложением своего предмета, или же ему надо становиться «другом, товарищем и братом» для своих подопечных? На этот вопрос отвечают наши эксперты.

Сергей Комков, руководитель Всероссийского фонда образования:

— В первую очередь учитель должен быть квалифицированным педагогом. А не специалистом-предметником, на чем многие сегодня настаивают. Он должен знать основы педагогики, психологии и развития личности учащегося. Учитель обязан понимать, как поступить в той или иной ситуации по отношению к детям, их родителям и даже своим коллегам. Эту же мысль в свое время высказывал и Антон Семенович Макаренко, который говорил, что преподаватель — это в первую очередь воспитатель человеческих душ и только потом — учитель какого-либо предмета. Соответственно, сегодняшний педагог и его обучение — это особая задача, которую надо срочно решать, ведь современная система подготовки нуждается в серьезном пересмотре и модернизации. Необходимо не улучшать качество преподавания конкретных предметов, а повышать уровень педагогических знаний, которые позволят учителям разбираться в основах возрастной психологии их учеников.

Марина Аромштам, писатель, журналист, педагог:

— Учитель не может быть единообразным и таким, каким его кто-то хочет видеть. Он должен быть содержательным человеком, который думает о детях и знает свой предмет. А уж в какие формы это будет выливаться, не так уж и важно. Все очень индивидуально, и каждому нужно понимать, что его будет определять. Это все очень ситуативно и не в последнюю очередь зависит от того, какие дети сидят перед учителем и в чем они в данный момент больше нуждаются. Нужно оценивать, мотивированы ли ребята больше на получение знаний или же им не хватает обыкновенной человеческой теплоты и взрослых, которые бы помогли найти себя в жизни. Так что это не вопрос только к учителю, данная ситуация всегда обоюдна.

Даже в рамках одной школы педагог может вести себя с одним классом определенным образом, а с другим — диаметрально противоположным. Причем цепочка вполне может тянуться и до конкретного ребенка. Должна отметить, что, по моему мнению, делиться на какие-то партии в данном вопросе бессмысленно. Педагог в любом случае должен знать предмет, а уж сухо или эмоционально он его объясняет — значения не имеет. Главное — как ему лучше это удается. Некоторые рассказывают так сухо, что это уже превращается в искусство. Это все-таки умение — нанизывать факты или написать формулу. Замотивированный ребенок поймет, что ему показывают красоту, а тому, кому математика неинтересна, надо рассказывать о личностях математиков, как они отличались от других людей.

Арслан Хасавов, главный редактор «Учительской газеты», прозаик:

—  Этот вопрос возникает всегда, во все времена и при любых обстоятельствах. Вот и сегодня данная тема актуальна как никогда. Если говорить о современных подходах, то, на мой взгляд, педагог должен не только обучать, но и сам учиться у детей. Ни для кого не секрет, что современные школьники часто в вопросах технологий и различных сервисов гораздо более подкованы, нежели преподаватели. В целом это вопрос достаточно глобальный. Преподаватели находятся в плену у определенных стандартов, требований, отчетов, проверки домашних заданий и заполнения электронных дневников.

Но лучшие педагоги — это в первую очередь творцы. Они создают новые смыслы и подходы к методам обучения, умеют заинтриговать и заинтересовать ребят, составляя конкуренцию гаджетам, в которых дети сидят даже на уроках. И такие креативные преподаватели это соревнование за умы выигрывают. В идеале нужны доверительные отношения, но естественно, что сверху это навязать не получится. Братские и товарищеские отношения между учителем и учеником — это скорее из разряда недостижимого идеала, но нужно всегда оставаться открытым и готовым услышать ребенка, чтобы быть способным помочь ему в трудной жизненной ситуации, если такая возникнет.

Варвара, певица:

—  Учителей можно вполне сравнить с артистами, так как им необходимо обратить на себя внимание аудитории, заставить людей слушать пусть не самый интересный для них предмет. Тут нужна определенная энергетика, симбиоз артистизма и профессионализма. Мой школьный учитель истории мог рассказать все так, что мы сидели с открытыми ртами, а любовь к предмету у меня осталась до сих пор. На мой взгляд, совершенно не обязательно, чтобы педагог свое внеурочное время посвящал ученикам. Это может быть нужно классному руководителю, а вот предметнику — нет. Но вот завлечь своим предметом, рассказать и доказать его пользу — именно это должны быть главные качества учителя.

Рекомендации