Клуб учителей Вечерней Москвы посетил библиотеку им. В.У. Ленина. Экскурсовод Антипова Анастасия / Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Читает жизнь как детектив. У каждого историка есть шанс сделать великое открытие

  • Оксана Крученко
  • 6.11.2019

Социологи говорят, что пространство, в котором мы сегодня живем, губительно для истории. Так называемая экранная культура, сформировавшаяся из-за повального распространения гаджетов, по своему философскому значению противоположна культуре исторической. Проявления первой подобны мерцанию экрана, они сиюминутны, зато вторая базируется на том, что почти не подвластно времени. И все-таки профессия историка жива и даже дает ряд преимуществ тем, кто решил связать с ней жизнь.

Кто-то может сказать, что быть историком — скучное занятие. Ни экшена, ни активности, ни адреналина.

Для усидчивых

Все спокойно и размеренно. Даже слишком. Но такое суждение о профессии справедливо лишь отчасти и связано с тем, что на 90 процентов работа историка связана с архивами и изучением источников. Часами вникать в документы, штудировать научные труды предшественников — для этого действительно нужно обладать недюжинной усидчивостью и терпением. Но  ни один профессиональный историк никогда не пожалуется на скуку, наоборот, специалисты в области истории говорят, что «читают» жизнь, как захватывающий детектив.

— Если упрощать, то саму по себе науку, историю, можно сравнить с изучением собственного рода, — поясняет москвовед и культуролог Филипп Смирнов. — Спросил у бабушки ее девичью фамилию, узнал у нее, где жили предки, кто куда пошел служить в армию, кто на ком женился, кто в какой город переехал. Бабушка рассказывает, что помнит, а ты начинаешь ездить по архивам, добывать метрические записи, свидетельства и воспоминания других людей и постепенно разматываешь клубок. Скажем так, собираешь улики. Для чего ты это делаешь? Для того, чтобы разобраться в самом себе. Потому что мы все проистекаем из прошлого. Мы живем в легендах, которые нам рассказывают бабушки, а потом эти легенды трансформируются в осознание того, как так случилось, что мы сейчас находимся в той или иной точке нашего развития. История не стоит на месте, и этим она интересна. Кстати, насчет изучения истории собственной семьи. В Москве живут потомки известных купцов, чьи имена в дореволюционные времена гремели на весь город — Абрикосовы, Коншины, Смирновы, Фон Мекк и другие. Так вот, не будучи историками по образованию, они изучают жизнь предков и пользуются при этом всеми методами, определенными для исторической науки, — анализ, сопоставление, источниковедение и другие. Они деятельно и трепетно относятся к добыванию и интерпретации фактов, сопоставляют версии, что и делает профессиональный историк. Но тем, кто планирует посвятить себя изучению истории с профессиональной точки зрения, стоит помнить, что даже самое серьезное увлечение не делает из любителя профессионала. Гордо называть себя историком может только тот, кто получил соответствующее образование.

Где дно?

В отличие от многих других наук, история полиморфна. Экономика, психология, краеведение, филология, социология, география — история связана и со множеством других дисциплин. Именно поэтому историк, как человек, обладающий широким набором знаний, может, например, объяснить действия того или иного правителя через экономические условия, в которых тот находился, или провести аналогию событий прошлого с настоящим. Ведь история, говорят эксперты, бывает разная. С одной стороны, специалист просто устанавливает и фиксирует исторический факт, а с другой — делает выводы и осмысливает. Говоря языком терминов, история — наука, в которой факты — это основа основ, но для нее также значимо умение человека их анализировать, располагать в определенной хронологической последовательности и взаимосвязи. Более того, некоторые исследователи называют осмысление фактов важнейшей составляющей исторической науки. И сколько бы ни было написано исторических трудов, как бы ни были забиты архивы исследованиями и научными статьями, каждый новый историк имеет шанс на собственное громкое открытие. Раскапывая новые подробности тех или иных событий, он дорисовывает, а иногда и перерисовывает картину жизни. И вполне вероятно, что однажды кто-нибудь из вас в какой-нибудь археологической экспедиции среди осколков древней посуды и старинных монет вдруг найдет жвачку. И тогда все нынешние знания о цивилизации полетят в тартарары. У истории, говорят специалисты, нет дна. Это глубокая наука: дойти до точки, «в которой все началось», невозможно. А значит, и интерпретаций событий в ней — бездна.

— История нужна ровно для того, чтобы у нас было будущее. В этом смысле историю, конечно же, нельзя назвать скучной, — уверяет Смирнов. — История все больше и больше взаимодействует с другими дисциплинами, позволяющими ей вырабатывать новые методы решения традиционных задач, которые стоят перед исторической наукой. Можно сказать, что история дает некие исходные коды. И в этом тоже скрывается исследовательский интерес. Профессиональное знание истории помогает человеку в любой его деятельности. Скажем, имея диплом историка и работая на должности, например, аналитика в крупной компании, можно, опираясь на знания исторических событий и предпосылок, предсказать какой-либо кризис и выиграть для своей компании преимущество.

Люди с историческими дипломами находят себя в разных сферах: в образовании, науке, культуре. Кто-то, окончив вуз, остается заниматься наукой, кто-то выбирает работу в школе, музее или библиотеке. Другие идут в компании, специализирующиеся на аналитике, культурологии, социологических исследованиях и политологии. Из историков получаются хорошие журналисты и пиарщики.

Плюсы и минусы

А теперь давайте разберемся в плюсах и минусах профессии: зная их, легче определиться, выбирать историческую стезю или лучше присмотреться к другим специальностям. Итак, плюсы… Безусловным достоинством профессии специалисты называют особую ауру, в которой постоянно пребывают историки. Человек пропитывается ею каждой клеточкой. Увлекаясь изучением источников, погружаясь в документ, решая какую-нибудь загадку, историк не воспринимает остро внешние проблемы. Он начитан, эрудирован и может поддержать беседу на любую тему. Большой выбор мест, куда можно пойти работать — еще один плюс. Причем в наше прагматичное время чуть ли не самый важный. Кроме того, труд историка, если он не археолог, практически полностью умственный. Мозг никогда не скучает, а постоянно в поиске нового и запоминании старого.

Что касается минусов, то, выбирая профессию историка, следует помнить,что вам придется сталкиваться с общественным убеждением в том, что историк — это не профессия, и, может быть, даже доказывать ее значимость. Кроме того, учиться на историка не так просто, как рассчитывают абитуриенты, выбирая специальность потому, что здесь нет трудных формул. На самом деле история — сложная наука. А еще историки испытывают недостаток в физическом труде. Труд умственный, а значит, движения вам будет не хватать. Главный для многих недостаток в том, что человечество больше думает о будущем, нежели о прошлом, что сказывается и на окладе историков. Хотя, как вы уже поняли, уровень доходов зависит от места работы и сферы, где историк сможет применить свои таланты.

КСТАТИ

— Направления подготовки и специальности, которые можно освоить в вузе:

— Антропология и этнология

— Библиотечно-информационная деятельность

— Документоведение и архивоведение

— Искусство и гуманитарные науки

— История

— История искусств

— Педагогическое образование по профилю: история

— Педагогическое образование по профилю: история и обществознание

ЦИФРА 27

Основных дисциплин существует в исторической науке. Помимо знакомых всем генеалогии, археологии и геральдики существует, например, эортология — изучение церковных праздников.

СПРАВКА

Профессия историка очень древняя. Уже на полях «Илиады» и «Одиссеи» ученые оставляли комментарии, давая свою трактовку описанных событий: могло быть так, как написано в эпосе, или текст требует корректировки. Основоположником науки принято считать грека Геродота, которого знаменитый римский оратор Цицерон назвал «отцом истории». Геродот собирал документальные материалы, проверял описанные в них факты, упорядочивал и пополнял новыми знаниями, после чего описывал исторические события в форме доступных для понимания рассказов. Первые зарубежные исторические документы, в которых хронологически описывались события, называются хрониками, российские — летописями. Но как отдельная наука история заявила о себе лишь в XVIII веке. Первым российским ученым-историком называют Василия Татищева, чьи работы были написаны сложным научным языком, перегруженным терминологией. В отличие от Татищева историограф Николай Карамзин писал свои исторические опусы просто и литературно. Его «История государства Российского», написанная в 1818 году, вызвала у обывателей желание интересоваться прошлым своей страны. Именно поэтому имя Карамзина связывают с прорывом в распространении исторической науки. Еще один ученый, чье имя обычно стоит особняком в списке исследователей, — Сергей Соловьев, который всерьез начал заниматься анализом исторических фактов.

Читает жизнь как детектив. У каждого историка есть шанс сделать великое открытие
Первый российский ученый-историк Василий Татищев, Wikipedia/Общественное достояние

ЧТО ДЕЛАЕТ ИСТОРИК

— Работает с документами в архивах, библиотеках, музеях

— Ездит в этнографические и археологические экспедиции

— Принимает участие в научных симпозиумах

— Ездит в командировки

— Пишет исследовательские статьи

— Совершенствует методики работы и предлагает новые

КОМУ ПОДХОДИТ ЭТА ПРОФЕССИЯ

Хороший историк должен быть не только необыкновенно усидчивым и терпеливым. Кроме готовности к долгому монотонному труду, к умению стежок за стежком, сопоставляя факты, восстанавливать события, специалист в области истории должен обладать аналитическими способностями и быть креатором. Способность к системному мышлению и умение излагать свои мысли будут большим плюсом.

ВУЗЫ

— Высшая школа экономики

— Государственный академический университет гуманитарных наук

— Российский государственный гуманитарный университет

— Московский государственный областной университет

— Московский городской педагогический университет

КОЛЛЕДЖИ И ТЕХНИКУМЫ

— Воскресенский колледж

— Колледж «Подмосковье»

— Московский Губернский колледж искусств

— Колледж Министерства иностранных дел Российской Федерации

— Раменский колледж

Рекомендации