Прежде чем стать волонтерами, Екатерина Козаченко (слева) и Мария Глухова учатся измерять давление, делать уколы и работать на современном оборудовании, ФОТО: Александр Кожохин

Будущие врачи получают прививку милосердия

  • Дарья Завгородняя
  • 16.03.2020

Специализированные классы в средних школах сегодня уже не новость. Все больше подростков стремятся поближе познакомиться с профессиями, которые избрали своей судьбой. Одно из самых востребованных направлений — «медицинские» классы, где учатся будущие доктора. Важное место в освоении азов медицины занимает волонтерская деятельность в настоящей больнице.

О том, как практикуются старшеклассники, рассказала куратор волонтеров, специалист отдела по связям с общественностью Городской клинической больницы им. В. В. Виноградова Марина Виталинская.

— Школьники хотят увидеть медицину изнутри, узнать жизнь больницы, пациентов, особенности работы персонала. Перед тем как прийти к нам, волонтеры проходят собеседование, им оформляют все необходимые медсправки, потом их инструктируют о том, чем они будут заниматься в больнице. Некоторые спрашивают: «А мне уколы дадут делать?» Или: «Могу я присутствовать на операции?» Отвечаем: «Извини, дорогой, нет. Тут не подопытные кролики, уколы делают и операции проводят только люди с медицинскими дипломами». Некоторые просятся в отделение патологической анатомии. Им тоже объясняем: патанатомия — это не то место, где нужна помощь. Если вам хочется развлечений, есть экскурсии в анатомический музей, а здесь работа — помощь живым людям. Однако таких подходов очень мало. Конечно, все дети принимают участие в уходе за больными. Как правило, все с готовностью общаются с пациентами, ведь бывают одинокие бабушки и дедушки, которым не хватает внимания. Можно просто помочь заварить чаю, принести что-нибудь, помочь одеться, умыться, причесаться. Некоторых пациентов нужно помочь покормить, если у них не нарушена функция глотания.

Дети все это делают под присмотром персонала. В каждом отделении волонтеров курирует старшая медицинская сестра. У нас в некоторых отделениях есть библиотечки — шкафы с книгами, журналами, кроссвордами. Можно предложить пожилым пациентам что-нибудь почитать, поразгадывать вместе кроссворд. Или, бывает, какая-нибудь старушка с телефоном справиться не может. Дети помогают.

В больнице несколько корпусов, и иногда от палаты до нужного кабинета пациенту нужно проделать довольно долгий путь в соседний корпус. Поэтому основная помощь волонтеров состоит в сопровождении пациентов. Довести, подождать, потом проводить обратно до палаты, чтобы человек не заблудился. Это очень нужная поддержка. У ребят из медклассов, как правило, есть практические занятия в школе на манекенах. Но, конечно, им интересно понаблюдать за настоящими медицинскими манипуляциями. Если пациент согласен, волонтерам разрешается присутствовать на перевязках, например. Часто насмотревшись на больничную повседневность, ребята говорят: «Раньше я идеализировал медицину, а теперь получил более реалистичный взгляд на дело, увидел процесс лечения вживую». Большинство подростков проникаются еще большим уважением и интересом. Бывают очень любопытные ребята. Интересуются процедурами, спрашивают, как ставить катетер в вену. Их уже узнают врачи и медсестры. А иных, наоборот, проза жизни отталкивает.

— У нас недавно была история, — рассказывает Виталинская, — девочка пришла, два дня «поволонтерила», на третий звонит и говорит: «Больше не могу, неинтересно». — «А что случилось?» — «Я себе медицину представляла не так. А тут — запахи, люди болеют, страдают». Однако такие случаи «разочарования в профессии» довольно редки. В процессе волонтерства дети получают прививку милосердия, и это не пустые слова. Ведь медик — это социальная миссия, поскольку требует определенных нравственных качеств. Врачи лечат всех — не только красивых и молодых, но и бедных, бездомных, самых «несимпатичных» людей. На встречах с ребятами об этом рассказывала и наш главврач: если вы принимаете тот факт, что перед врачом все люди равны, то медицина — это ваше, а если вы склонны разделять людей «этого лечу — этого не лечу», то вы не станете хорошим медиком. С пожилыми пациентами, например, ни в коем случае нельзя злиться, раздражаться, нужно проявлять терпение, такт, уважение — это очень важно, это основа профессии.

Некоторые потом пишут благодарственные отзывы: «Я приобрел серьезный жизненный опыт, повзрослел».  

Рекомендации