Москва. Писатель Юрий Нагибин. Фото Александра Яковлева /ИТАР-ТАСС

Покоренный мудростью и красотой природы

  • Ольга Кузьмина
  • 21.12.2020

Из всех писателей минувшего века Юрий Нагибин был и останется прозаиком особым. Признанный литературный мэтр, человек с фантастически точным чувством языка, внешне и материально он был успешен, внутренне — растерзан противоречиями. Бесконечно требовательный к себе, трудоголик, совестливый и мучимый постоянным оцениванием себя, он и после смерти вызывал бурю обсуждений и кривотолков благодаря его увидевшим свет дневниковым записям. «Дневник» Юрия Нагибина — это колоссальный счет, выставленный писателем себе и прожитой эпохе.

После публикации этой книги, выхода которой автор уже не застал, в писательском сообществе были большие бурления. А разговоры о том, действительно ли блистательный прозаик был способен на циничные литературные поделки, или такое определение некоторых его трудов, данное, подчеркнем, им самим, ведутся до сих пор.

Бесспорно одно: Нагибин был очень критичен к себе. И даже то, что, как полагал сам автор, было создано им ради гонорара или для удовлетворения «нужд текущего момента», получалось очень искренним и талантливым.

Природа же в жизни Нагибина занимала особое место. Страстный охотник и рыболов, он до безумия любил прогулки в лесу, поездки на реку. И тропинку к берегу Пахры, что текла неподалеку от его загородного дома, уютной писательской дачи, не заносило снегом и зимой. Именно поэтому для Юрия Нагибина, столь любимого на Западе, была невозможна и неприемлема эмиграция: он был не в состоянии находиться вне русского языка и вне российской природы.

Еще в начале 1950-х годов Нагибин начал писать рассказы, которые впоследствии объединились в цикл своеобразных «охотничьих» хроник.

Два десятка хрустальных по звучанию произведений были рождены под влиянием восхищения Нагибиным красотой окрестностей Плещеева озера и Мещеры. Читая их, нельзя не вспомнить «Записки охотника» Ивана Тургенева. Как правило, эти рассказы писались Нагибиным от первого лица, что усиливает остроту восприятия. «Погоня» и «Ночной гость», «Молодожен» и «Мещерская сторона» — это ювелирно выписанные рассказы-новеллы, причем в каждом из них можно найти и чисто экологическую сторону проблемы, но также и социально-нравственную.

Особенность «натурного» творчества Нагибина — описание характеров людей, находящихся в естественной среде, а также наблюдение за происходящими в них переменами при неразрывной их связи с природой.

Кроме того, рассказы о природе врачевали душу Нагибина — он обращался к ним всегда, когда нужно было отдохнуть сердцем от того, что он называл поденщиной, или пафосности газетных очерков… Юрий Маркович — автор цикла прекрасных телепередач о наших писателях — высоко ценил творчество Николая Лескова, и был, конечно, его преемником в смысле подхода к литературным описаниям. Тем, кто ценит русский язык, Нагибина-натуралиста нужно познавать, не ограничивая себя лишь одним «Зимним дубом», но и читать «Поездку на острова». В предисловии к этой книге он пишет: «Нигде не раскрывается человек столь исчерпывающе полно, как на природе. И до чего ж неожиданно поворачивались иные характеры — таимое в городском привычье вырывалось наружу, и человек обретал свое подлинное лицо. Наблюдать это было не менее упоительно, чем сидеть в скрадне с ружьем в руках на утренней или вечерней зорьке… Своей книжкой я не только прощаюсь с любимыми увлечениями (охотой и рыбалкой. — «ВМ»), но хочу еще раз напомнить, какой бережности требует хрупкий дышащий мир вокруг нас».

Рекомендации