Как интересно провести день с семьей: советы от педагога-логопеда

  • Лариса Агафонова, учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра
  • 31.05.2020

Помните отрывок из фильма «Старшая сестра»: «Любите ли вы театр так, как люблю его я?» Вот так и я люблю логоритмику, ведь она самый настоящий друг семьи.  Все в этой методике гармонично сочетается и создает возможность провести день дома всем вместе весело и с пользой.

Что же такое «логоритмика»? Движение, слово, музыка, – все то, что по природе заложено в маленьком человеке, включено в логоритмику. Она дает возможность найти выход своим эмоциям, сбросить энергию, стимулировать творческое развитие. Ребенок начинает различать звуки, улавливать ритм, интуитивно усваивать лексико-грамматические категории. Дети знакомятся с такими понятиями как звук и его свойства (высота, громкость), координация движения, темп и их проявлением, как следствие своего богатого внутреннего мира (у детей пробуждается интерес к пению, танцам, декламированию не только чужих, но и своих сочинений).

В нынешней ситуации логоритмика будет являться прекрасным другом и помощником семье: поможет организовать день ребенка так, чтобы в игровой форме – двигаясь под музыку, выполняя простые упражнения дыхательной гимнастики, пропевая песенки – он постепенно преодолевал речевые трудности, активно развивался, общался.

А для этого предлагаю несколько занимательных игр.

Ребенок проснулся и пошел умываться – это самое время для потешек – небольших песенок-приговорок, которые сопутствовали игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Они в игровой форме побуждают ребёнка к действию, одновременно производя массаж, стимулируя моторные рефлексы.

Малыш с большим удовольствием присоединится к приготовлению пищи, если вы с ним будете импровизировать под зажигательную музыку. Можно использовать приставные шаги по кругу и в центр, приседания, взмахи ложками в одну и другу сторону, соблюдая определенный ритм. Например, можно использовать танец «Варись, варись кашка».

После еды можно предложить ребенку малоподвижные игры, развивающие внимательность, координацию движения, дыхание и фантазию. Вот некоторые из них:

1.«Найди предмет»: участники игры по очереди прячут игрушку и по сигналу «пора» начинают ее искать.

2.«Что изменилось?»: в этой игре на стол ставится несколько игрушек, затем вносятся изменения – одна или несколько игрушек убирается, игрушки меняются местами.  Задача ребенка – угадать, что изменилось.

3.«Прыгает – не прыгает» — это игра, похожая на съедобное/несъедобное. Участникам предлагается определить прыгает или не прыгает тот или иной предмет.

4.«Покажи повадки животных»: участники по очереди изображают различных животных, например, кокетливую лису, быстрого зайца, медленного неповоротливого медведя.

5.«Надуем шарик» — игра, которая хорошо тренирует координацию и дыхание.

6.«Лесоруб»: на вдохе участники игры имитируют замах «топором», на выдохе произносят: «Ух».

Еще можно сесть на пол, взять мяч и сыграть в игры на развитие речевого выдоха, координацию звука и голоса. Например, такие:

1.«Поющий мяч»: по артикуляции губ ребенок поет гласный звук до тех пор, пока мяч не докатится до партнера.

2.«Волшебный клубочек»: участникам игры предлагается, разматывая нитку, пропевать звук как можно дольше.

Как хороши семейные посиделки за любимым столом, за которым можно отстучать любой ритм, тем самым развивая фонематический слух у детей. Играем? Вот несколько вариантов.

Игра первая — «Повтори». Взрослый отстукивает определенный ритм кулачком по столу и просит ребенка повторить, а потом наоборот. В игре могут принимать участие все члены семьи: интересно и полезно и маленьким, и взрослым.

Игра вторая — «Прохлопай». Ладонями по очереди участники игры отхлопывают ритмический рисунок по бедру или столу:

Все спят. Та-та,

Детки спят. Ти-ти-та,

Волк спит. Та-та,

Мишка спит. Ти-ти-та

Только мышки не спят. Ти-ти-та — ти-ти-та,

Они кушать хотят. Ти-ти-та – ти-ти-та,

В мышеловку глядят. Ти-ти-та  —  ти-ти-та.

Любимая игра детей в прятки, которая развивает внимание и смекалку, тоже вполне подойдет. Не жалейте эмоций, порадуйте ребенка. Он ведь молодец, справился и выполнил условия игры. Как играть? Родители дают ребенку установку, чтобы откликался на «АУ», и просят спрятаться. Потом начинают искать его со словами: «Я иду, иду, иду, (имя ребенка) я найду: АУ!» Ребенок отзывается, и игра продолжается.

Даже обычный детский стульчик можно использовать как театр. На сиденье положить игрушки, а через спинку-окошко рассказывать сказку. Здесь и проявится фантазия и смекалка всех членов семьи. Можно вспомнить «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя», а можно сочинить и что-то свое.

Кульминацией дня может стать песенка на ночь или придуманная членами семьи новая сказка, где обязательно добро победит зло и все будет хорошо. Ребенок обязательно запомнит эти мгновения жизни и будет благодарен родителям: ведь так интересно и увлекательно прошел семейный день.

 

 

Рекомендации