Экология — это не только и не столько про сохранение биоразнообразия на планете и создание условий для зверья, птичек и рыбок, сколько в целом про благоприятную среду обитания. В первую очередь для человека, который эту самую среду начал изменять и подстраивать под себя еще десять тысяч лет назад, с момента массового перехода хомо сапиенсов от охоты и собирательства к земледелию.
Несмотря на все блага цивилизации, современный мегаполис с его сверхвысоким ритмом жизни, циничным отношением к людям и сопутствующими этому стрессами и неврозами — среда отнюдь не самая благоприятная.
Главные герои комедии «Суперменеджер, или Мотыга судьбы», братья Егор (Старший) и Никита (Младший) Ромашовы, — представители параллельных измерений.
Егор (Юрий Чурсин) — молодой перспективный специалист по ценным бумагам и финансовым рынкам. Никита (Сергей Медведев) — типичный лузер-ролевик, заигравшийся в хоббитов, эльфов и гномов.
Старший обитает в предельно компьютеризированном мире котировок и передовых технологий, Младший лихо рубится с орками, а потом с ними же ест из одного котла.
Параллели пересекаются, скручиваются в тугую пружину, и мы получаем отличную сатиру на окружающую действительность. Увы, категорически недооцененную критиками зрителями. Не помог ни звездный состав на вторых ролях во главе с Иваном Охлобыстиным, ни многочисленные цитаты — что, кстати, хороший тон для режиссера.
А ведь Богдан Дробязко, для которого «Мотыга…» — дебют в полном метре, так старался. Тут и «Огни большого города» Чарли Чаплина (знаменитая сцена, где герой просыпается на памятнике и убегает от полицейских). И привет Сергею Довлатову, чье «абанамат» становится боевым кличем хоббитов и гномов. И, конечно, эталонные абсурдистские «Монти Пайтоны», задающие основной мотив этой картине.
Давайте приглядимся: в абсурдистской комедии сценариста Дмитрия Симонова все не то, чем кажется. Это нарочито-комедийная игра актеров, комично-пафосные хоббиты, которые выглядят как истинные эльфы, смешение офисных работников с с ролевиками… К сожалению, как показывает рейтинг, критикам и зрителям чего-то не хватило, чтобы понять все, что заложили в картину ее создатели.
Жаль, что у нас не дают шанса на провал начинающим режиссерам. Тогда, возможно, Богдан Дробязко сейчас снимал бы не третий сезон «Скорой помощи», а что-то более занятное.