Кадр из фильма. Приехавший на летние каникулы Тимур (Тимур Бондаренко) отправляется с Алексеем Тряпицыным (справа) в путешествие по Кенозеру в поисках сказочной кикиморы. Продюсерский центр Андрея Кончаловского

Бытовой магический реализм белых ночей

  • Сима Васильева, Артем Чубар
  • 21.12.2020

Картина Андрея Кончаловского, взявшая в 2014 году «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале, не про экологию и не про природоохранную проблематику. «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» — это про обыденную жизнь в экологически чистом уголке нашей огромной страны.

Съемки фильма проходили в архангельских деревнях Косицина и Вершинино и на территории Кенозерского национального парка. Отсюда до райцентра — города Плесецк по прямой где-то 130 километров. Да нету в этих краях прямых путей-дорог. А те, что имеются, — причудливы и прихотливы, как извилистая береговая линия Кенозера. И обрываются зачастую в никуда, растворяются в тутошнем нигде. Самый что ни на есть барсучий угол. Сюда даже обломки (не дай боги, случись таковые) запускаемых с Плесецкого космодрома ракет вряд ли долетят.

Герой картины, живущий в Косицине почтальон Алексей Тряпицын, — главный человек на многие десятки километров. Только он связывает удаленные деревеньки с «большой землей», государственными органами власти и, бери выше, цивилизацией. Доставляет людям почту и, что куда важнее, пенсии. Режиссер не стал создавать героя, а взял реального человека (в отборе участвовали 50 действующих почтальонов) с его невыдуманной работой и жизнью. В фильме вообще только три несуществующих персонажа: городская зазноба Лехи Тряпицына Ирина (Ирина Ермолова), ее сын Тимур (Тимур Бондаренко) и кот, который то появляется, то исчезает. И никто его, кроме почтальона, не видит. Что лишь добавляет толику сказочности этой истории.

Лента Андрея Кончаловского, как и картины Вима Вендерса (например, «Париж, Техас»), во многом ценна еще и своим вниманием к мелким, даже микроскопическим, бытовым деталям и приметам.

Только если у так и не прижившегося в Голливуде немецкого режиссера это приметы быстро утекающего времени, то у не прижившегося там же русского — вневременья. У Кончаловского люди как сто лет жили, так и живут от леса, земли и воды. Топят дровами, вскапывают скромные огородики, ловят рыбу, охотятся, работают…

Все 90 минут действие фильма течет словно тихая лесная речка. Ни порогов, ни водопадов. Ее течением зрителя следом за камерой Александра Симонова уносит в какие-то иные пространства. Знатоки, кстати, особо отмечают классную операторскую работу, без которой не получилось бы передать всю красоту поморской земли. Стреднестатистический горожанин такой сказочной красоты близко не видел и толком не знает…

По закону жанра сказки рано или поздно заканчиваются. А жизнь, обыденная, человеческая, — не стоит на месте. Алексей Тряпицын больше не возит почту и пенсии. Переехал из Косицины в Вершинино, женился, отучился на курсах МЧС, работает в пожарной службе. Их, пожары, тоже ведь тушить кому-то надо. Плюс зарплата повыше.

Рекомендации