Александр Кожохин, "Вечерняя Москва"

Натуральное не всегда полезно, как и искусственное вредно

  • Дарья Крылова
  • 6.02.2019

Посетив лекцию «Сумасшествие вокруг химии», которую провела Сакина Зейналова, победитель ХХI Всероссийской конференции молодых ученых-химиков, юнкор «ВМ узнала много любопытного. Открытия для меня начались с первых слов.

— Еда не может быть без химии. Какая бы она ни была, еда на 100 процентов — химия, — заявила Сакина. Правило: «натуральное значит полезное, а искусственное — вредное» не работает. В организме все разложится до одних и тех же соединений.

Аудитория ахнула и замерла.

— Возьмем натуральный краситель и идентичный натуральному, — продолжает удивлять лектор. — Непонятно, что именно здесь смущает большинство потребителей.

Ведь свойство молекулы не зависит от ее происхождения, об этом говорит один из постулатов атомно-молекулярной теории. Так чем провинился идентичный? А что не так с пищевыми добавками? Многие, например, избегают глутамата натрия — самой популярной из них. Всемирная организация здравоохранения утверждает, что человек в сутки потребляет 10–15 граммов глутамата натрия. Даже если избегает продуктов с данной добавкой.

Дело в том, что глутамат в рекордных количествах содержится в борще, вяленом мясе, выдержанном сыре и даже в любимых мной помидорах. Не менее популярен у производителей нитрит натрия, известный как Е250. Тот самый, который обеспечивает мясу розовую окраску. И которого боятся не меньше глутамата.

— К сведению, в одном-единственном килограмме шпината столько же нитрита натрия, сколько добавляют в 50 (!) килограммов докторской колбасы, — огорошивает Сакина.

А еще в чистом виде это вещество содержится в салате, капусте и все тех же, будь они неладны, помидорах.

— Если вы не собираетесь за раз съесть 50 килограммов докторской колбасы, то, поверьте, вам нечего опасаться, — констатирует эксперт.

Развенчала лектор и еще несколько популярных мифов, уже из области красоты. Например, про модный детокс.

Его не существует, если только вы не работаете на химическом производстве или не решили съесть за раз все таблетки в вашем доме. Если же это так, то для вас детокс есть — в больнице, под капельницей, — разбивает Сакина мечты женщин, надеющихся похудеть с помощью детокса.

космецевтика, оказывается, и вовсе псевдонаучный термин, родившийся в умах гениальных маркетологов. Все кремы, тоники, маски для сужения пор и избавления от черных точек, обилие которых мы видим в магазинах, просто бесполезны. А единственный компонент, эффективность которого доказана наукой — ретиноиды — можно найти только в аптеке и по рецепту.

— Сейчас нередко в составе дорогих косметических средств можно встретить слизь улитки, — развенчивает очередной миф Зейналова. — Это модно, но абсолютно необоснованно с научной точки зрения. В науке существует правило 100 кило дальтон, которое гласит, что в кожу может проникнуть молекула с молекулярной массой не более 100 кДа, — «обрадовала» нас напоследок Сакина. — Масса коллагена — 300–500 кДа, а следовательно, он не может проникать в кожу и, соответственно, не помогает. А гиалуроновая кислота имеет массу 3–20 миллионов кДа. Так что надо признать, с природным старением такая химия не в силах справиться.

 

Рекомендации