Невероятные приключения пятиклассников в музее

  • 6.11.2019

Сильный дождь барабанил в окно. В музее школы №1164 (САО г. Москвы) было тепло и уютно. Началось очередное занятие кружка Юных краеведов в музее «Большая школьная история Писцовой улицы». Пятиклассники углубились в изучение свежего номера газеты «Пресса в образовании». И ведь дело какое ответственное – создается первый в их жизни текст экскурсии.

Это уже второе занятие, посвященное изучению Савеловского (в 1940-е годы – Октябрьского) района в годы войны и, конечно, созданию своей, уникальной экскурсии.

На первом занятии записали основные даты московской битвы, еще раз, вместе с Еленой Валерьевной, повторили биографию Пети Сагайдачного – 17-летнего юноши, не успевшего закончить нашу школу на Писцовой. Началась война, Петя ушел на фронт и погиб.

Попрыгали «в резиночку» девчонки предвоенной поры ее тоже очень любили. А сегодняшнее занятие – так неожиданно – началось с выдачи каждому свеженького номера «Прессы в образовании». Как интересно! И про Алису Селезневу – Дима сразу же ее узнал, он как раз сейчас читает книгу Кира Булычева «Девочка с Земли».

Но Елена Валерьевна попросила всех открыть газету на пятой полосе. Что тут началось! Илья принялся считать полоски на страницах газеты, чтобы найти пятую! Но ему объяснили, что пятая полоса в газете – это ее пятая страница. На пятой странице – материалы о жизни Москвы в годы войны, необходимые для нашей работы. В музее воцарилась тишина. Ребята погрузились в чтение. И только Илья, прочитав небольшую заметку в газете, удивился, что это за оружие такое – «авоська», которой москвичи могли «огреть» пленных немцев, проходивших под конвоем по Садовому кольцу… Он-то подумал, что часто употребляемое дома словечко «авось» и «авоська» одно и то же. Из витрины, посвященной московскому быту, достали авоську, положили в нее муляж батона и пакета молока. Побегал Илья с авоськой, успокоился и сел дальше читать.

Анюта включила в свою экскурсию – в качестве эффектного окончания рассказ о том, как многотысячную армию пленных немцев вели по Садовому кольцу, а следом ехали поливальные машины, чтобы «смыть фашизм навсегда». Ее удивило, что даже в те далекие военные времена в Москве была такая техника!

Нине стали интересны употребляемые в статьях аббревиатуры – НКВД и ПВО. Самая преданная «кружковка» (не пропустила ни одного занятия) Нубар, читая статью П. Воробьева «Отогнать бомбардировщики от жизненно важных объектов», сопоставляла данные статьи с уже известными ей по занятиям кружка фактами. Решила включить в экскурсию полученную из газеты информацию – цифры о количестве налетов, о раненых и убитых.

Завершая занятие с газетой, выступил Никита: «Для того, чтобы москвичи знали, с каким грозным врагом они сражаются, уже с 1941 года в Москве стали устраивать музеи трофейной техники фашистов. В 1943 году экспозиция разместилась в Центральном парке культуры и отдых имени Горького. Эх, жаль меня там не было».

Урок в музее завершали ставшей уже привычной каллиграфией. Каждый получил свою чернильницу-«непроливайку» и ручку-перышко. Каждому вручили по странице-прописи, переснятой из старинного издания. Так прошел на Писцовой улице урок с любимой газетой. Выйдя из музея, Илья сказал: «Мне понравилось читать газету! Столько интересного! Никогда так много не читал… на бумаге.»

Отлично! Вместе с «Прессой в образовании» проведём новые уроки!

Директор музея «Большая школьная история Писцовой улицы» ГБОУ школы №1164 – Гераскина Елена Валерьевна

Невероятные приключения пятиклассников в музее Невероятные приключения пятиклассников в музее Невероятные приключения пятиклассников в музее Невероятные приключения пятиклассников в музее Невероятные приключения пятиклассников в музее Невероятные приключения пятиклассников в музее Невероятные приключения пятиклассников в музее

Рекомендации