Руководитель пресс-службы ГБОУ Школа № 1512, преподаватель иностранных языков Кобылинская Мария Анатольевна.

«Заточенный под потребность» — газетная статья как пример работы с текстом

  • Руководитель пресс-службы ГБОУ Школа № 1512, преподаватель иностранных языков Кобылинская Мария Анатольевна
  • 16.10.2018

Учащиеся 9 класса ГБОУ Школа № 1512 ошеломлены с первых секунд урока. Об Уроках с газетой в рамках проекта «Пресса в образовании» столичного издания «Вечерняя Москва» в этой школе знает каждый, более того, даже ждут очереди, гадая, кому повезет – историку, психологу или географу. Однако, сегодня удача улыбнулась иностранцу, и более того на этот раз мы ведем разговор от первого лица – Урок с газетой проводит учитель иностранных языков, руководитель пресс-службы ГБОУ Школа № 1512, вот уже два года курирующая данное направление в школе – Кобылинская Мария Анатольевна.

Сказать во времена Интернета, что с его появлением мир круто изменился – не сказать ничего, и тем более бесполезно посыпать голову пеплом от осознания того факта, что зловещая паутина овладела умами и помыслами современного поколения. Реальность, виртуальная она или нет, остается таковой, и более того, мы не имеем право сбрасывать со счетов то, что сегодня Интернет в образовании по праву занял надежную нишу, став мощным инструментом для профессионального развития. Именно поэтому на этом уроке мы уходим от порядка надоевших рассуждений о вредоносном влиянии Сети, порабощении юного разума и прочих ужасов, но воспользуемся этой самой Сетью по назначению: у нас есть учебная задача, и Интернет поможет ее решить.

С первых секунд урока учитель предлагает обойтись без учебников (сегодня их заменяет газета), а следом сообщает «приятную новость»: оставить гаджеты для учебных целей.

Квинтэссенция по теме, кратко и емко о том, что сегодня представляет с собой кибер-опасность и как с этим бороться – вот какое впечатление производит статья, и это мнение абсолютно поддерживают ученики. Здесь даже нечего добавить – остается лишь комментировать, что они и делают, и тут же разговор обрастает примерами, личными историями, обменом мнениями. У каждого уже есть определенный опыт погружения в медиамир, и ребята готовы делиться, соглашаясь с тем, насколько же биполярна вселенская Сеть – поистине безграничны ее информационные возможности, и в то же время обширен масштаб угроз от «стен ненависти» до использования личной информации в преступных целях.

Однако учитель уводит разговор в иное русло. Дети мотивированы, цель урока сформулирована, а это значит, что можно работать непосредственно по тексту. Схема так называемого алгоритма работы с текстом выработана в рамках коммуникативного подхода уже давно, и дети назубок знают лаконичную стратегию: от разбивки текста на тематические фрагменты с выделением главной мысли в каждом из них до поиска ключевых слов и выражений, отвечающих основной мысли текста, к стоит добавить, что данное лингвистическое умение служит добрую службу на всех предметах, где присутствует текст.

На первом этапе учитель не спешит снимать трудности, предъявляя учащимся приготовленный заранее список слов и выражений. Вооружившись яркими маркерами, дети прямо в газете подчеркивают «настроить приватность», «получить доступ к личным данным», «адресная строка» и т.п., и лишь только после этого учитель раздает на парты лексические минимумы.

На команду «оценить количество попаданий» все в один голос заявляют, что совпадение практически стопроцентное. Слова выстраиваются в лаконичный ряд, и на этапе «обкатки» лексики ребята используют, как они сами называют, «фразовый конструктор» – где из разбросанных элементов составляются фразы, непременно по теме, и тут даже можно посоревноваться – у кого получится построить высказывание с максимально большим числом ЛЕ и РО (лексических единиц и речевых оборотов).

«Aujourd’hui il y a plein de dangers dans les réseaux sociaux tels que la révélation des informations personnelles et l’utulisation des images dérobées à des fins criminelles c’est pourquoi il faut que vous activiez les confiuratons de sécurité et de confidentialité etc. (Сегодня в социальных сетях существует множество опасностей, таких как раскрытие личной информации и использование украденных фото в криминальных целях, и поэтому необходимо, чтобы вы активировали настройки безопасности и приватности). Итак, мы насчитали шесть (!) mots et expressions-clés (ключевых слов и выражений), получив блестящую phrase-phare или сигнальную фразу.

Уникальный лингвистический контент публикации предлагает простор при работе с лексикой: использование тематического «вокабуляра» по теме и вне ее, составление словосочетаний от одного базового понятия (например, аккаунт: он может быть открытый, закрытый и даже заброшенный, его можно завести и взломать и т.д.). Затрагивается и вопрос стилистики текста, и на вопрос учителя о том, чем отличаются от всех остальных такие слова как «репост, аватарка, мессенджер»  подростки четко дают определение – Интернет-сленг, после чего логично возникает необходимость затронуть и процесс закрепления в речи иноязычных элементов, так называемых заимствований.

От соревновательной игры со словом к построению высказывания с учетом новой лексики (и не забываем, что во многом перевести ее сегодня помогли гаджеты на уроке!) – так урок выполняет поставленную задачу.

«Это новый опыт работы; работа с непривычным для нас источником информации, что будет полезно для учебы вообще, и сегодня этот опыт показался мне успешным», — делится впечатлениями ученик 9 класса «Б» Рябичкин Игорь.

В один голос ребята соглашаются, что нужно учиться работать не только со стандартным учебником, электронный он или бумажный, но с любым материалом. Конечно, за информацией они пойдут в Интернет, но газета заинтересовала как носитель «нестандартизированного» текста, она сегодня воспринималась не столько с позиции «узнал что-то новое», но с позиции подачи материала – емкого по содержанию и «заточенного» под современного человека.

Интересно, необычно – отнюдь не единственные ключевые слова, звучащие в оценке Урока. «Мы можем усвоить и отработать любой алгоритм, — признается ученица 9 класса «Г» Сиденко Яна. – Тексты на английском, французском… читая их, лично я спрашиваю себя: а зачем мне такое содержание? Здесь у меня такого вопроса не возникло».

Вот это и есть то, что мы называем, отражением познавательной потребности школьника. Согласитесь, с таким материалом работать не просто полезно, но интересно, а для ребенка это, пожалуй, сегодня одно из ключевых понятий.

 

 

Рекомендации