Руководитель пресс-службы ГБОУ Школа № 1512 Кобылинская Мария Анатольевна.

Законы физики – точка опоры Вселенной

  • Руководитель пресс-службы ГБОУ Школа № 1512 Кобылинская Мария Анатольевна.
  • 14.03.2019

Когда следующий урок? А следующий не заставил себя долго ждать.

«Мир так и хочется сравнить с шахматной партией. Сначала нам показывают правила – как же ходят фигуры? И только усвоив их, мы начинаем строить шахматные партии, пытаемся усложнить уже имеющиеся законы, и увы, у нас пока нет четкого представления о том, где конец игры, какова цель всего происходящего, где поставить шах, а где – мат?»

Сегодня мы вновь на уроке физики, которую 11 класс изучает уже не первый год, однако Александр Дунин, не отступающий от традиции провести «Урок с газетой» по материалам публикаций проекта «Пресса в образовании» считает и поныне целесообразным задаться вопросом глобальным и актуальным для школьников: Зачем учить физику?

Попробуем ответить. Итак, сегодня в поисках ответов 11 класс «Б» ГБОУ Школа № 1512 и учитель физики Дунин Александр Вячеславович.

Изначально класс разделен на группы. Четко по числу представленных законов – сегодня их в публикации ровно семь. От Ньютона до Максвелла через правило рычага к Бернулли и Архимеду – важно представить постулаты, научную основу и экспериментальную базу, не говоря уже о сферах применения законов и правил – как много нужно успеть, и от правильности выражения, от емкости формулировок зависит успех.  Каждая группа должна выполнить поставленную задачу: познакомить коллег с предметом своего изучения.

Ребята зачитывают цитаты, приводят аргументы, примеры, отвлекаются от газеты, вспоминая ранее изученные факты, и можно сказать, что цель у всех одна – очертить круг глобальных вопросов с попыткой ответить на них. Любопытно, что одна из групп даже представляет некий эксперимент, достаточно простой, но важный в рамках закона Бернулли.

Что выстраивает сегодня современную картину мира с точки зрения физики? Из чего состоит Вселенная?  Какие законы в ответе за революционные изменения, произошедшие в природе вещей? – учитель только и делает, что подбрасывает вопросы. Открытия, которые освещены в статье, безусловно, имеют очень важное, поистине мировое и даже вселенское значение, описывая законы, которые происходят не только на нашей планете, но и во Вселенной.

Сегодня это урок-обобщение, урок-размышление, некий мозговой штурм – задуматься в школьных стенах за партой, какие же они, те главные столпы, на которых держится мироздание?

Итак, учитель подсказывает. Основных – четыре. Механизм Ньютона и электромагнитная теория Максвелла, малоизвестная, но немаловажная теория слабого взаимодействия и теория ядерного взаимодействия – мало просто назвать их, но нужно представить аргументы, убедить – ребята соглашаются, помогает материал статьи, база полученных ранее знаний, прочие источники.

В проекте «Пресса в образовании» Александр Дунин уже не первый год. Возможно, чаще, чем многие иные специалисты предметники, однако, возможно, это и вполне объяснимо – специфика предмета. «Физика всегда вокруг нас, мы можем отрицать ее, отвергать, но это не значит, что мы не живем по ее законам», — не устает повторять педагог, и на этот раз комментарий как нельзя отвечает характеру Урока.

Стоит отдельно отметить, что регулярная работа с газетой позволяет как нельзя лучше наблюдать динамику проекта. «Приятно наблюдать, — отмечает Александр, — что каждая статья приурочена к какому-то событию. Безусловно, в силу того, что Уроки проходят с разными группами обучающихся, каждая конкретная группа не всегда видит структуру материала и, естественно, привыкшие к учебнику, ребята стараются провести сравнительную характеристику, однако по факту материал всегда подобран очень интересно, всплывают неожиданные детали, которых нет в традиционных учебных пособиях. В публикации мы не видим самого учебника, — добавляет Александр, — но мы видим концепцию современного урока, придерживающегося Федерального государственного образовательного стандарта».

Сами же ребята высказали сегодня пожелание видеть в конце публикаций больше вопросов на проверку знаний – вот такая конструктивная «критика».

Когда учитель любит свой предмет, любой материал становится в его руках той волшебной палочкой, которая способна творить чудеса. Особенно если этот материал уникален – и без тени преувеличения публикации проекта «Пресса в образовании» нельзя не назвать таковыми.

«Мы живем в темноте, где свет знания постепенно открывает нам предметы, — обращается напоследок к аудитории учитель. – Если их пока не видно – не значит, что их нет, просто они еще ждут своего часа. И помните, что открытия будут продолжать появляться, потому что современные физики стараются расширять горизонты физических законов, приближая нас к полной картине понимания мира».

Законы физики – точка опоры Вселенной Законы физики – точка опоры Вселенной   Законы физики – точка опоры Вселенной Законы физики – точка опоры Вселенной

 

 

Рекомендации