"Урок с газетой" проводит учитель географии ГБОУ "Школа №1512" Сергей Бузовкин. Фото: Кобылинская Мария

В поисках сокровищ или по волнам газетных страниц

  • Руководитель пресс-службы ГБОУ Школа № 1512 Кобылинская Мария Анатольевна
  • 9.10.2018

В век компьютерных технологий испещренная яркими картинками газетная страница вовсе не ставит цель составить конкуренцию такому информационному гиганту как интернет. Последний стал обыденностью как для школьника, так и для учителя, однако сегодня на уроке географии на фоне современной доски МЭШ в руках педагога – газета, готовая раскрыть не только тайны морских глубин, но наглядно показать ученику, что традиционное способно выходить за рамки, раздвигать границы привычного, вытаскивая на поверхность простые и готовые поражать факты. В честь Всемирного дня моря, отмечаемого в мире 27 сентября, в ГБОУ Школа № 1512 состоялся Урок с газетой по географии.

Герой дня сегодняшнего Урока с газетой – полюбившегося и уже практически поставленного на конвейер (в лучшем смысле этого слова) проекта – молодой педагог, которому ближе и привычнее иные концепции проведения урока, однако, как только возник вопрос об Уроке такого формата, сомнений не возникло. Сергей Бузовкин – молодой учитель биологии и географии, человек новый в педагогическом коллективе ГБОУ Школа № 1512, и оттого лишь больше энтузиазма для апробации новых технологических карт урока.

Глубоко информативный образовательный контент на страницах раздела «Пресса в образовании» действительно позволяет выйти за рамки привычного, и уже в первые секунды урока на экране креативная находка: все узнают заставку известной программы для эрудитов «Что? Где? Когда?», где на этот раз в роли знатоков вод мирового океана выступают учащиеся 10 класса «А» Школы 1512. Температурные шкалы, уникальные факты и экскурс в вопросы флоры и фауны – картинки на экране сменяют друг друга, и дети спешат следить за этой интерактивной историей, одновременно не упуская из поля зрения то самое актуальное, что приготовила газета – материал поражает воображение, что отмечают и педагог, и учащиеся.

Вот так совсем небанально о привычном – газета начинает творить чудеса, побуждая ребят к спонтанному рассуждению. От путешествия по карте морей как проверки базовых знаний к кропотливому изучению системы батискафов и прочих глубоководных аппаратов и системе метео наблюдений – ребята продвигаются в изучении материала, который, наряду с очевидными и прямо излагаемыми фактами предоставляет немалую свободу для дискуссии. Это действительно выход «за рамки», поскольку затрагиваются смежные дисциплины, и старшеклассники с радостью «уходят от темы» глубоководных обитателей, углубляясь в разговор о ресурсном потенциале морей как одном из элементов в системе мировой экономики. Вот так от простого к сложному, от написанного к рассуждению – и практика показывает, что по сути газета в XXI веке на фоне изменения своего облика, изменения контента, по сути работает на свою главную задачу – я рассуждаю на тему, и мне есть, о чем задуматься. И это становится возможным благодаря тому, что современный ученик в поисках информации «клюет» в первую очередь не на ее носитель, а на содержание и актуальность, и это значит, что даже не испытывающих информационный голод возможно заинтересовать не только обложкой, но и начинкой.

«Материал, напечатанный в газете, в отличие от учебников, не подвергается той строгой стандартизации, — комментирует учитель географии Сергей Бузовкин. – Это возможность выйти за рамки, применить творчество и креативность. К тому же газета позволяет быть, что называется, на острие атаки, предоставляя читателю самую актуальную на данный момент информацию». С этим сложно не согласиться, и в том заключен тайный замысел учителя – использовать нестандартную форму для мотивации к поиску материала и его дальнейшему изучению. Нестандартная форма – отдельный пункт нашего разговора, что прежде всего «цепляет» самих детей. «Это не просто необычно, но экзотично», — вот как высказывается о впечатлениях о пройденном Уроке ученик 10 класса «А» Архипов Роман. – В наш век электронных книг чем интереснее и нестандартнее материал, который нам предлагает учитель, тем интереснее работать с ним, — добавляет ученик. – Вы знаете, ведь иногда все эти привычные учебники навевают такую тоску!»

«Мы обычно совсем по-другому воспринимаем пустой текст, в учебниках не бывает столько картинок, — добавляет одноклассник Романа Фартушняк Егор. – Сразу видно, что это статья обучающая – все в ней сделано так, что мы запомнили материал с первого раза».

Вот так газета, лежащая на парте, реализовала сегодня тот самый тайный замысел – ребята заинтересовались, уйдя от обыденности, «клюнув» на новый формат, а качество содержания в нашем случае вне обсуждения.

«Не секрет, конечно, — отмечает учитель, — печатные издания постепенно сдают позиции интернету, и даже, казалось, яркий глянец теряет былую популярность. Бросаться в это течение современных тенденций, безусловно, можно, но лучше обуздать волны прогресса. Газета, включенная именно в учебный процесс, может помочь учителю взглянуть на свой предмет, на свою работу с новой точки зрения. Расширить горизонты профессии».

В один голос учитель и ученики заявили о желании видеть на страницах проекта материалы, посвященные современным тенденциям в науке, последние разработки ученых. Это было бы интересно не только людям причастным к конкретной сфере, но и простому читателю, ведь кто сказал, что страницы «Прессы в образовании» открывают лишь учителя на этапе подготовки к Уроку?

Сегодняшний Урок с газетой для молодого учителя – безусловно, дебютный проект, и он удался. Выйти за рамки и проявить креативность – молодой педагог доказывает сказанное действием.

«В ближайшее время в умеренных широтах России влияние Атлантики будет особенно сильным, что может спровоцировать похолодание и возможные осадки. Дневная температура в нашей столице не будет превышать десяти градусов, ветер западный. Урок прошел при информационной поддержке издания «Вечерняя Москва». С вами был Бузовкин Сергей. Прощаюсь с вами. И до новых встреч!» Звучит знакомая мелодия «Manchester et Liverpool», бурные аплодисменты в аудитории. Урок прошел на «Ура!»

А это значит, что мы всегда готовы повторить «на бис».

Руководитель пресс-службы ГБОУ Школа № 1512 Кобылинская Мария Анатольевна

Рекомендации