Навигационная цепочка

автор статьи руководитель пресс-службы ГБОУ Школа № 1512 Кобылинская Мария Анатольевна
автор статьи руководитель пресс-службы ГБОУ Школа № 1512 Кобылинская Мария Анатольевна

   «Знание надо получать! – громогласный призыв заставляет замереть аудиторию. – Не просто читать черным по белому, но докапываться до сути, дабы избежать узконаправленности сознания. Грызть тот самый гранит наук любым возможным способом! Хочешь, я расширю твои горизонты? Знаешь ли ты, что даже Бог вписывается в физическую картину мира, а магия есть не что иное как квантовая физика? – ораторскому мастерству знатока проекта «Пресса в образовании» учителю физики и заведующему кафедрой естественных наук ГБОУ Школа № 1512 нет равных. Урок с газетой “Пресса в образовании” с Александром Дуниным – всегда открытие. На уроки приходят все новые и новые классы, однако есть нечто, поражающее удивительным постоянством – сорок пять минут творят чудо – недоумение и осторожность как по волшебству превращаются в восторг и «Когда следующий урок?»

Мастер знает свое дело как никто – опыт, что тут скажешь, а тут еще тема какая – просто глыба научного знания! Случайно или нет – но дата публикации совпадает с началом изучения в программе физики 8 класса раздела магнитных явлений, открывающегося параграфом о постоянных магнитах, ярким примером которых является наша Земля. Итак, тема Урока – Тайны самого большого магнита.

Дети получают экземпляры газеты и ровно десять минут на ознакомление с материалом. Задача определена четко: урок пройдет в форме обсуждения в режиме «вопрос – ответ». Не просто отметить для себя «что почерпнул», «что полезного узнал», но еще и сформулировать проблемный вопрос оппонентам-одноклассникам. Истина всегда сокрыта от первоначального взгляда, но она точно где-то рядом, и кому как не молодым и мобильным умам докопаться до сути?

Подзаголовок публикации как нельзя верно отражает характер урока – мало что можно найти на поверхности. Равно как причины и следствия многих явлений лежат в глубине Земли, так и сейчас в минуты, когда в классе раздается лишь ровный и негромкий шелест страниц, ребята всматриваются в строки, изучая абзац за абзацем. Взгляд зачастую замирает, и это неудивительно – иллюстрации привлекают внимание – и в том еще одна (причем, немаловажная!) составляющая успеха публикаций в качестве учебного материла. Для поколения визуалов – это то, что доктор прописал!

«А при чем тут динозавры?», «И что же, опять конца света ждем?» – раздается из глубины класса. Шутка шуткой, однако никогда не мешает внести коррективы в распространенные, но порой, увы, лишь околонаучные версии. «Помните, что мы живем на дне воздушного океана, – отмечает педагог, управляя дискуссией. – Вы знаете, что защищает нас от космического мусора?» От обсуждения значения магнитосферы и атмосферы разговор переходит к вопросам солнечной радиации и полюсам Земли. Что если их поменять? Что такое северное сияние и что определяет его цвет? Чем опасны последние из способов добычи нефти, например, так называемый, карьерный способ?

«Земля не терпит бесчинств!» – вот что хочет донести до ребят учитель, и это тот самый вывод, который должен сделать каждый вне зависимости от своих религиозных убеждений и культурных предпочтений.

Специально или нет, но публикация кроме «Вопросов на засыпку» подготовила ребятам еще одну загадку. Земля в разрезе или найдите неточность – вот вам и проверка уже имеющихся знаний! Впоследствии, комментируя Урок, Дунин отметит: «Путем нехитрых подсчетов, судя по схеме, радиус Земли составляет 10100 плюс-минус 30 километров, на самом же деле его величина без малого 6400 км, поэтому стрелочку «5100 км» стоит продлить вплоть до земной коры, т.к. мантия (а это целых 2900 км!) входит в состав земной коры». Стоит отметить, что данная ремарка – лишь показатель вдумчивой работы с публицистическим материалом, и это не может не радовать его авторов.

Как всегда, педагог с радостью комментирует Урок, и на этот раз акцент делается на содержание материала статьи: «Статья в “Прессе в образовании” явилась очень актуальной и уместной. Нельзя не отметить, что авторы очень красочно осветили все возможные явления, связанные с тем, что наша планета обладает своим собственным магнитным полем, указав причину его возникновения – это поле образует магнитосферу, защищающую нас от солнечной радиации, тем самым мы можем рассматривать данный факт как один из моментов сохранения и даже возможность зарождения жизни на Земле».

Наблюдая за ходом Урока, невозможно было не заметить искреннего интереса детей, отметил это и Александр. Конечно, некоторые факты ребятам уже были известны, кто-то что-то слышал из научно-познавательных программ, но так или иначе, по словам педагога, «эти знания нужно структурировать, приводить в соответствие, потому что есть очень много спекуляций и гипотез на эту тему».

«Как специалист отмечаю, что в статье отражены научные факты, которые требуют того, чтобы их знали и умели применять», – добавляет учитель физики.

Любопытно заметить, что сегодня ребятам не запрещали пользоваться гаджетами. Уж никак не хотелось «засыпаться» на «вопросах на засыпку»! Ученики единодушно признали их интересными, а учитель подчеркнул, что «подобные вопросы заставляют ребят думать, брать материалы не только из статьи, но и из учебников и других источников, включая всемирную сеть Интернет».

Прозвенел звонок. Не секрет, что восьмиклассники едва ли читают сегодня печатную прессу, однако некоторые забрали газету домой, чтобы посмотреть подробнее.

«Да и не похоже было вовсе, что сегодня мы работали с газетой, – отметил один из их числа, ученик 8 класса «Б» Ясин Абу Асси. – Мы как будто работали по параграфу учебника, только в улучшенном его формате. В учебнике таких иллюстраций не встретишь. Для меня этот урок стал настоящим открытием».

Напоследок хочется отметить лишь одно. Урок с газетой удался. Как всегда, все определяет качество. И еще Урок заставил задуматься вот о чем: мы не можем знать все законы мира, но мы обязаны добывать о них знание, поскольку от этого зависит жизнь нашей планеты.


Метки

Читайте также