Наталия Нечаева "Вечерняя Москва"«Локомотив»

Исследование фауны родного края на Уроке с газетой в Школе 1512

  • Руководитель пресс-службы ГБОУ Школа № 1512 Кобылинская Мария Анатольевна
  • 6.12.2019

«Сегодня состоялся второй для меня Урок с газетой, тема которого была посвящена Красной книге Москвы, — сообщает учитель биологии ГБОУ Школа № 1512 Бузовкин Сергей Владимирович. — Важность темы сложно переоценить, и с самого начала урока стало понятно, что тема волнует всех ребят».

  Газеты на партах, изображения животных на экране и индивидуальные комплекты распечатанных заданий с самых первых минут урока овладевают вниманием 6 класса «Б». Предмет изучения сегодня – материал публикации Открытого урока «Природа просит больше внимания», предложенного проектом «Пресса в образовании» 25 ноября 2019 года.

Учитель начинает издалека, логично и планомерно подводя к ключевой теме Урока. Что такое Красная книга и почему именно Красная? Существуют ли различия в исчезновении видов в зависимости от регионов? Существует ли Красная книга в печатном виде и насколько неизменно ее содержимое?

Ребята быстро и без труда находят правильные ответы. Красный цвет – сигнал опасности, а список исчезающих видов способен варьироваться, увы, обычно не в лучшем направлении. Узнают ребята сегодня и о том, что страницы в Красной книге могут быть самого разного цвета (в зависимости от степени угрозы исчезновения), о том, что ныне на нашей планете обитает лишь 1 % от всех живших когда-либо видов живых организмов. И сегодня именно газетная статья – тот самый пусковой механизм, который заставил задуматься о проблемах, так остро стоящих перед человечеством.

Публикация Открытого урока – это еще двигатель для творческой активности самого педагога. Не исключением становится и этот урок.

Заранее рабочая группа класса получила задание познакомить одноклассников с базовым теоретическим материалом. Категории исчезновения живых организмов. От нулевой до пятой, по степени исчезновения – докладчики рассказывают об основных характеристиках каждой категории, после чего уже в коллективной работе на материале публикации шестиклассники иллюстрируют конкретными представителями московской фауны каждую из групп.

Констатировать, найти подтверждение в тексте – это прекрасно, однако учитель подталкивает ребят дальше в их рассуждениях: Зачем вообще необходимо охранять виды? Чем чревато вымирание хотя бы немногих из них? «Мы живем в одном из крупнейших городов мира, и вопрос охраны животных и растений стоит очень остро. Если исчезнет какой-либо вид, то нарушится цепь питания, и это затронет все виды», — сообщает учитель.

Совместно с педагогом ребята рассуждают о санитарах леса и повышении генетического разнообразия видов, о роли хищников в природе и причинах исчезновения видов и колебаниях графиков численности живых организмов…

Практическая часть – обязательный элемент урока. Ребята получают распечатанные контурные карты: на них изображение Московской области, где обозначены границы известных всем территорий, среди которых и Лосиный остров, и Битцевский лес… Задача этой части урока – распределить согласно материалу публикации представителей фауны Московской области.

Карты заполняются, и выводы напрашиваются сами собой: на каких территориях представлена большая сохранность видов, а на каких – катастрофическое ухудшение ситуации. Одновременно это и способ познакомиться с зонами обитания животных родного края.

Сегодня именно газета заставила детей задуматься о главном. «Что требуется от нас с вами?» — спрашивает учитель. И ребята без труда находят ответ: «По мере сил и возможностей беречь животных нашего города и всей планеты».

Безупречная дисциплина на уроке и активная работа – вот доказательства тому, что сегодня цель достигнута. Мельдианов Лев и Курганский Матвей последними ушли из кабинета, когда уже давно прозвенел звонок на перемену. «Ни о чем подобном мы даже и не слышали!» – заявили они, назвав этот урок «супернестандартным» и очень информативным. А их одноклассники всю перемену изучали сайт Красной книги Москвы.

«Увлеченная работа детей на уроке – лучшее доказательство того, что он успешен», — заключает Сергей Бузовкин. И сегодня за это спасибо газете!

Исследование фауны родного края на Уроке с газетой в Школе 1512 Исследование фауны родного края на Уроке с газетой в Школе 1512 Исследование фауны родного края на Уроке с газетой в Школе 1512 Исследование фауны родного края на Уроке с газетой в Школе 1512 Исследование фауны родного края на Уроке с газетой в Школе 1512

 

 

 

 

 

Рекомендации