Фото: Екатерина Якель

Тема урока: всемирный День почерка

  • Мария Кравченко
  • 27.02.2018

На этот раз по материалу спецпроекта «Вечерней Москвы» «Пресса в образовании» состоялся урок каллиграфии в школе № 1512. Ссылка на PDFномера.

Ровными стопками на партах учеников лежат несколько листов бумаги, трафареты, калька, прописи и открытая полоса «Прессы в образовании», подготовленная специальным корреспондентом «ВМ» Марией Раевской. Рядом стоят небольшие баночки с чернилами. В руках школьники держат перьевые ручки.

— Обратите внимание на ваши приборы для письма, — говорит педагог-организатор и преподаватель дополнительного образования Лилия Молоткова. — Ваши бабушки и дедушки пользовались именно такими перьевыми ручками. Если вы приглядитесь, то сможете на кончике пера обнаружить герб Советского Союза. Эти ручки были куплены специально для наших занятий: каждая из них имеет свою историю.

Учитель берет в руки газету и просит ребят сделать то же самое.

— Лилия Хасиятулловна, неужели у людей так сильно изменился почерк за полтора века? — тянет руку ученица Юлия Черненко.

Учительница показывает в газете хронологию изменения почерка начиная с 1869 года — за полтора века пропись стала значительно проще.

— Мы видим здесь, что с середины XIX века по 1937 год буквы имели слегка размашистый характер и много «украшений» в виде завитушек, — говорит она. — Преподаватель Московского государственного юридического университета Надежда Неретина считает, что прописи могут отражать национальный характер. А еще по почерку можно определить способности человека.

Лилия Молоткова подходит к доске и берет мел, медленно и аккуратно проводит линию вверх, делает закругление, опускает с нажимом вниз и вновь выводит легко наверх.

Получившийся элемент, поясняет она, называется «гусь». Многие педагоги учатся красиво выводить письменную «пернатую птицу» месяцами, чтобы писать разборчиво — так, чтобы ученики разбирали их почерк.

Ребята разных возрастов, из разных классов школы собираются на регулярные занятия по письму несколько раз в неделю.

— Я решила заниматься каллиграфией, потому что у меня очень плохой почерк, — говорит шестиклассница Елизавета Куценко. — Занятия мне помогли: я стала писать гораздо красивее.

А школьница Юлия Черненко решила изучить каллиграфию досконально.

— Наши уроки — огромный творческий процесс, — делится она впечатлениями. — И сегодняшний урок стал особенно интересным. Я и не знала, что существует такой праздник, как День почерка.

Рекомендации