21 апреля 2016 года 18:30 Преподаватели истории гимназии № 1504 Станислав Лавров (слева) и Андрей Еремеев демонстрируют «Музей в чемодане», фото Игорь Ивандиков

Клуб учителей «ВМ». На защите Москвы. Формирование гражданской позиции и патриотическое воспитание молодого поколения средствами музейной педагогики

  • Екатерина Ясакова
  • 21.04.2016

В четверг, 21 апреля, в медиацентре газеты «Вечерняя Москва» состоялось очередное заседание Клуба учителей. В преддверии 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы вместе с Мариной Яуре, старшим научным сотрудником Государственного центрального музея современной истории России, а также с руководителями школьных музеев и методистами Городского методического центра поговорили о военно-патриотическом воспитании современных школьников.

Накануне встречи, в среду, наградили победителей двух социально значимых конкурсов, организатором которых стал Городской методический центр. Это «Времен связующая нить: урок в школьном музее» и «Школьный музей: новые возможности».

Прикоснуться к истории

Заседание Клуба учителей открыла советник генерального директора «Вечерней Москвы», куратор проекта «Пресса в образовании» Ирина Сидорова:

— Наша встреча приурочена ко Дню Победы, потому что у всех нас одна цель — воспитание молодого поколения.

О своем опыте рассказала Марина Яуре, старший научный сотрудник Государственного центрального музея современной истории России. По ее мнению, привить интерес к истории можно, предложив ребенку сравнить его небольшой опыт и его быт с тем, как жили подростки в годы Великой Отечественной войны. На экскурсиях сотрудники музея предлагают школьникам свернуть бинты, сложить письмо треугольником или же получить хлеб по карточке. Проделав обычные для военных лет вещи, дети чувствуют себя участниками тех событий.

Марина Яуре отметила, что школьников интересуют любопытные, не встречавшиеся им ранее факты, например о введении продуктовых карточек:

— Получив карточки, человек отоваривал их в отделах рабочего снабжения. Подвоз продуктов происходил нерегулярно, выбор был крайне ограничен, что порождало очереди. Карточки отоваривались ежедневно или ежемесячно в зависимости от вида продуктов. Сахар, жиры, крупы, макароны выдавались раз в месяц, а хлеб — ежедневно. Если карточки были потеряны или украдены, восстановить их было нельзя.

Учителя часто забывают рассказать о квартирном вопросе времен Великой Отечественной войны. А ученикам полезно узнать, что многим людям пришлось потесниться, чтобы приютить детей, лишенных крова. От этого у школьников просыпается чувство гордости за свой народ, умеющий сострадать.

— Детей-сирот отправляли в приюты, но были нередки случаи, когда они становились «дочерями и сыновьями полка» и активно помогали добывать Победу. Сергей Алешков вызволил командира полка, заваленного после обстрела в блиндаже, а Валя Таран спасла от взрыва госпиталь,  — улыбается Марина Яуре.

Методом воспоминаний пользуется и Владимир Белов, руководитель музея гимназии № 45 — он сам был очевидцем тех страшных событий:

— Дети с 14 лет начинали помогать взрослым. Помню, как они разгружали вагоны с продуктами, товарами.

Не выходя из школы

Школьные музеи отличаются от городских тем, что в них хранятся предметы, принадлежащие выпускникам, педагогам, родителям учащихся. Когда учитель рассказывает о таких экспонатах, ребята должны не просто выслушать информацию, а понять ее и прочувствовать. Для юных учеников такие подходы оказываются весьма действенными.

— Наше время требует интер­актива — взаимодействия, общения, ответной реакции, — говорит Елена Герас­кина, руководитель музея школы № 1164, — каждый визит у нас превращается в целое действо.

В этом музее педагоги разрешают школьникам взять в руки экспонаты. Это дает детям возможность прикоснуться к истории в прямом смысле слова. За такую же методику выступают и учителя истории из гимназии № 1504 Андрей Еремеев и Станислав Лавров. Они используют прием «музей в чемодане»: в небольшом чемодане советских времен хранятся ценные предметы, связанные с историей войны. Педагоги разрешают детям не только рассмотреть реликвии, но и подержать их в руках.

— На мой взгляд, уникальный экспонат не тот, который встречается только в этом музее, а тот, который вызовет у ребенка желание прийти в этот музей еще раз, — отметил Андрей Еремеев.

— Мы, педагоги-практики: надев настоящую военную форму, проводим тематические уроки и экскурсии. Так получается нагляднее, — продолжил Станислав Лавров.

Наглядность — козырь учителей

Для ребят постарше следует искать более серьезные подходы. В музее школы № 1726 акцент делают на воображение и  эмоции учеников. Там хранится уникальный экспонат, рукописный окопный журнал 1942–1943 гг.

— Открывая этот журнал, мы попадаем в другую эпоху, эпоху наших дедов и прадедов. Поначалу даже страшно прикасаться к этим страницам, от них буквально веет порохом, дымом и теплом землянки, — говорит руководитель Анна Лазарева.

Показывая тот или иной предмет, учителям следует уделить особое внимание деталям, которые достойны стать сюжетом целого фильма.
Подобным примером можно назвать гармонь, которая хранится в музее школы № 1206.

Экспонат предоставила семья местной учительницы Елены Гришиной. Ее свекру Михаилу Гришину инструмент достался в качестве награды за хорошую работу на заводе. С этой гармонью Михаил и отправился на фронт. Знал ли тогда боец, что ему посчастливится аккомпанировать самой Лидии Руслановой, прибывшей на фронт? А в 1942 году гармонь спасла ему жизнь. Пуля застряла в корпусе инструмента и  так уберегла от смертельного ранения.

— Все сотрудники нашей школы стараются сохранить связующую нить между нынешней молодежью и поколением сороковых годов, — говорит Нина Голикова, руководитель музея. — Поэтому частыми и почетными гостями в нашем музее являются ветераны.

Почувствуй себя исследователем

Старшеклассникам, следует отвести серьезные роли.

— Подросткам нравится чувствовать себя ответственными, здравомыслящими людьми, — подчеркивает Анна Лазарева, руководитель музея 21 Дивизии Народного ополчения школы № 1726. — Поэтому они охотно участвуют в научных проектах.

Архивы и библиотеки приобретают для подростков новое значение и не ассоциируются со скучным времяпрепровождением.

— Один наш ученик благодаря школьному музею нашел сведения о своем прадедушке. Он долго копался в фондах, исследовал документы, — вспоминает Анна Лазарева.

Михаил Михайлов, руководитель музея школы № 2053, полностью разделяет точку зрения о том, что старшеклассникам нужно дать почувствовать себя увереннее:

— Знаете, ученик нашей школы, талантливый молодой человек, настолько блестяще представил свою исследовательскую работу, посвященную подвигу летчика Виктора Талалихина, что все собравшиеся захотели подробнее узнать о судьбе героя.

Исследовательский путь ученика начался с того, что в школьном музее он увидел часть подлинного самолета Героя Советского Союза Виктора Талалихина, который одним из первых в СССР совершил ночной воздушный таран.

Подводя итог

В конце заседания выступила методист Городского методического центра, куратор направления «Гражданско-патриотическое воспитание. Музеи образовательных организаций» Светлана Мелина. Она рассказала о проекте «Музейная суббота-2016». В этом году мероприятие прошло 19 марта. Тогда школьные музеи по всей Москве устраивали дни открытых дверей. В ней приняли участие более 500 музеев образовательных организаций столицы.

— За каждым музейным предметом ожила история, легенда, — сказала Светлана Ивановна. — У нас еще много планов на будущее. Возможно, в следующем году мы проведем «Музейную субботу» на иностранных языках. Ссылка на материал.

СПРАВКА

Клуб учителей создан на базе медиацентра газеты «Вечерняя Москва». Это открытая дискуссионная площадка для педагогов столицы, которая позволяет им высказать свою точку зрения и получить обратную связь от родителей и учительского сообщества. Заседания клуба проводятся в разных форматах: круглые столы, мастер-классы, встречи с интересными людьми. Посмотреть видео клуба можно на сайте vm.ru, а также на сайте проекта edupressa.ru .

Рекомендации