Заместитель директора по научной работе Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Геннадий Попов изучает экспонаты выставки / Дмитрий Киселев, «Вечерняя Москва»

Русское средневековое искусство в одном уникальном древнем памятнике

  • Анастасия Бобрикова
  • 12.11.2019

Холодный ветер, дождь и снег иногда портят настроение, заставляя москвичей закутываться в теплые пледы с кружечкой чего-нибудь горячего. Но плохая погода вовсе не повод сидеть дома! До 17 декабря 2019 года у жителей столицы есть уникальная возможность посмотреть на произведение рублевской эпохи — Царские врата первой половины XV века. Выставка проходит в Музее древнерусского искусства, находящемся на территории Спасо-Андроникова монастыря. Наш юнкор уже побывал на ней и увидел уникальные экспонаты Войдя в музей, сразу же окунаешься в неповторимую атмосферу древности. Антураж создают и каменные белые стены, и узкие крутые лестницы, и непривычные нам сейчас своды. Зал, в котором представлена экспозиция, небольшой, сами Царские врата — главный экспонат выставки — гордо расположились по центру, и на фоне бордовых стен выглядят волшебно.

Царские врата XV века / Дмитрий Киселев, «Вечерняя Москва»
Царские врата XV века / Дмитрий Киселев, «Вечерняя Москва»

Рассказать об этом чуде, казалось бы, сошедшем со страниц какой-нибудь сказки, согласился научный сотрудник отдела научных исследований и каталогизации Алексей Леонидович Гульманов — куратор выставки.

— Это Царские врата иконостаса очень крупного храма XV века, — говорит он. — Настолько древних вещей в наше время сохранилось крайне мало. Интересно, что в этом памятнике прослеживается тонкая связь с творческим наследием Андрея Рублева. В этом произведении анонимных мастеров заметно мощнейшее влияние рублевского творчества на иконопись Москвы. Однако стоит отметить, что в живописном плане данное произведение не совсем похоже на рублевские: здесь иной колористический строй, нежно-зеленый фон, достаточно мало золота (в основном на нимбах), смягченные сине-зеленые и оранжево-красные тона. Такие цвета совсем не характерны для творчества мастера.

Отдельно для посетителей представлены результаты тщательнейшего исследования Царских врат. Его заранее проводили непосредственно в музее. Например, макро и микросъемка, которая приближает фрагменты, и мы можем видеть различные частицы пигментов, в основном натуральных минералов, из которых состояли краски. Благодаря этому сейчас доподлинно известно, какие именно материалы использовались при создании памятника.

Куратор отметил, что выставка будет крайне полезна для детей школьного возраста, так как представленные на ней предметы уникальны. А Царские врата — классическое произведение, которое дает обобщенное и очень наглядное представление о русском средневековом искусстве и о русской иконописи в целом. Это яркий образец русской иконы, который, по мнению Алексея Гульманова, должен увидеть каждый школьник.

Рекомендации