Москвичка Алена Сапачева на выставк. Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Обувь без единого шва

  • Федор Аксенов
  • 14.12.2018

Выставка, близкая любому русскому человеку, открылась в «Коломенском». Юнкор «ВМ» отправился туда, чтобы узнать, как делают валенки.

На самом деле поговорка «простой как валенок», мягко говоря, не верна. Под кажущейся внешней простотой скрывается сложный процесс изготовления этой обуви. Сначала шерсть чистят от мусора, сушат и отправляют в шерсточесальную машину.

Затем из получившегося сырья кроят валенок, который на данном этапе в четыре раза больше конечного результата! После он оказывается в катальной машине, его обрабатывают паром, варят — шерсть уплотняется и уседает.

Потом валенок насаживают на колодку, сушат и отбивают колотушками, придавая форму. А если учесть, что до XX века почти весь процесс проходил вручную? Просто? Но вот что точно нельзя назвать простым — так это здание, в котором проходит выставка. Жемчужина заповедника — Дворец царя Алексея Михайловича.

 

Грандиозные деревянные покои, заложенные еще в 1667 году! Обогнув «замок», попадаю внутрь. Внешний аутентичный вид сменяется более привычной красной штукатуркой и плазменными экранами, и я оказываюсь в современной арт-галерее. Небольшой выставочный зал полностью забит экспонатами. Например, унты — меховая обувь народов Крайнего Севера. Немецкие эрзац-валенки (от немецкого Ersatz — суррогат), нелепая подделка времен Второй мировой.

На фото видно, какие валенки носили солдаты Великой Отечественной Войны. Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»
На фото видно, какие валенки носили солдаты Великой Отечественной Войны. Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

— Их начали делать немцы в 1941 году, пытаясь спастись от русских морозов, — рассказывает Наталья Полонникова, куратор выставочных проектов «Коломенского». Эту обувь немецкие солдаты увидели на ногах русских и решили воссоздать своими силами.

Копируя нашу обувь, они ошиблись дважды. Во-первых, прикрепили деревянную подошву — тяжелую и холодную. А во-вторых, надевали валенки поверх своих сапог, в результате чего нога как мерзла, так и продолжала.

Валенки-то греют только голую ногу! На выставке есть и бурки, почти валенки, но не цельные, а сшитые из нескольких частей с кожаными вставками.

— Такие даже товарищ Сталин носил! — говорит Наталья и показывает другой экспонат — А вот валенки маршала Жукова, полвойны в них прошел — ни заплатки! Валенки здесь и утепленные, и прорезиненные, и с разными подошвами, с вышивкой, рисунками, армейские, даже альпинистские — собраны из коллекций двадцати музеев России и не только. Почетное место занимают работы киргизских мастеров — с отсылом к творчеству известных художников.

На стене висят два прямоугольных валенка, образующие один… «Черный квадрат» Казимира Малевича. Под ним два «утекающих» с полки валенка в стиле Сальвадора Дали. Чуть правее пять валенок, соединенных между собой «руками», — пародия на картину Анри Матисса. А красный валенок в узде — стилизация произведения Петрова-Водкина.

Не обошли вниманием и другие виды искусства. Передо мной оригинальный костюм «Еремки», его роль исполнил Федор Шаляпин в опере «Вражья сила». Естественно, валенки были его неотъемлемым атрибутом.

А вы знали, что знаменитая песня «Валенки» — старинная цыганская плясовая песня, первая грамзапись которой была сделана в 1913 го ду цыганской певицей Настей Поляковой? Лидия Русланова, в исполнении которой мы привыкли ее слышать, продлила жизнь шлягеру, сделав песню русской и заставив слушателей полюбить ее простые слова.

Рекомендации