Сергей Иванов (слева) провел экскурсию в Центральном доме авиации и космонавтики. Фото: Екатерина Ганичева

Небо подвластно сильным

  • Владислав Арапов
  • 3.09.2018

В Центральном доме авиации и космонавтики прошла экскурсия для школьников в рамках программы «Космические субботы».

Провел ее Сергей Владимирович Иванов, в прошлом — летчик, а ныне — пенсионер.

Но, как он признался нам, небо — это навсегда.

— Первый многомоторный самолет сконструировал Игорь Сикорский, когда ему было всего 20 лет, — начал Иванов. — На борт поднялись шестнадцать пассажиров и собачка Шкалик. На носу располагался балкон, куда могли выходить пассажиры.

Но «Русский витязь» — такое имя получил самолет — жил недолго: в него врезался другой самолет.

Наша группа перемещается в глубину зала, где в воздухе парит «Илья Муромец». Его закончили строить к началу Первой мировой войны.

— Пассажирские самолеты были уже не нужны, и «Илью Муромца» переделали в бомбардировщик, — поясняет Сергей Иванов.

Авиация становилась все более популярной. Вот только летать было некому.

— Собственная летная школа появилась у нас не сразу, — говорит Иванов. — Первые дипломированные русские пилоты получали свидетельства в Париже.

Перед нами — портрет Петра Нестерова, первого летчика, выполнившего мертвую петлю. Нестеров уверял, что в воздухе везде есть опора.

И поспорил с гусарами на ящик шампанского, что выполнит трюк, и выиграл.

— Нестерова отправили на гауптвахту, а потом выпустили — шла война, — добавляет Иванов.

Переходим в следующий зал, над которым парит огромный АНТ-20. На крыльях надпись — «Максим Горький».

— Это был один из агитационных самолетов, построенных в 30-е годы, — поясняет Иванов. — Их называли в честь газет и людей. Этот — в честь Горького, сорокалетие литературной деятельности которого отмечали в 1932 году. Это был самый большой самолет.

Конечно, в зале представлен макет. Настоящий аппарат разбился, совершая полет над Москвой 18 мая 1935 года. Самолет поднялся в небо. Эскортировали его легкие самолеты И-5 и Р-5. Пилот И-5 выполнял фигуры высшего пилотажа, и машина упала на крыло гиганта.

Мы проходим через залы и оказываемся у тренажерной кабины космического корабля многоразового использования «Буран». Его единственный полет состоялся 15 ноября 1988 года. Но даже спустя много лет корабль считается уникальным.

— «Буран» был создан для войны, — говорит Иванов. — Из задней части выдвигалась телескопическая механическая рука, которая захватывала вражеские спутники. Но в 1990 году проект закрыли.

Всего было построено или заложено пять космопланов.

И у всех были свои имена. Слетавший в космос «Буран» погиб в 2002 году при обрушении корпуса на «Байконуре».

Второй (по имени «Буря») доживает на «Байконуре». «Байкал» хранится в Жуковском и позирует на МАКСе. Еще два, заложенных на Тушинском машиностроительном заводе, разобраны там же. Вы спросите: а что стоит на ВДНХ? Для разных испытаний были созданы макетные образцы. Один из них в 2014 году перевезли на ВДНХ из Парка Горького. Еще два выставлены в немецком музее и в музее «Байконура». Но нам хочется верить, что мы сможем вернуться к созданию таких уникальных аппаратов.

Небо подвластно сильным

 

Рекомендации