Фото: Shutterstock

Музей изнутри: фотокультура дореволюционного времени

  • Анна Коханова
  • 12.11.2018

Фонды — заповедная зона всех музеев мира. Попасть в них можно только во время специализированных экскурсий, одна из которых прошла 22 октября в Музее Москвы.

Экскурсию по хранилищу фототехники и фотографии провела Людмила Лейбишкис, одна из хранителей Музея Москвы. Посетителей познакомили со стереофотографией, с редкими снимками дореволюционного времени — жемчужинами коллекции.

Обычно на экспозиции представляют копии снимков. Фотографии требуют особых условий хранения, которых не может добиться практически ни один музей России.

— Изображения под действием света, влажности и температуры воздуха выцветают, поэтому максимальный срок проведения выставки — семь дней, — объясняет эксперт.

Гостям представили фотографии, снятые в момент коронации Николая II, и изображения Москвы, самые старые из которых относят к 1860-м годам. Поражает удивительная четкость картинки — можно различить детали одежды и даже лица людей.

В XIX веке популярностью пользовались два вида фотографии: кабинетный портрет и стереофотография, демонстрирующая заграничные пейзажи и жизнь людей. Принципам второго и была посвящена основная часть экскурсии.

Стереофотография — это свое образный фокус XIX века. Невооруженным глазом можно увидеть только две на первый взгляд абсолютно идентичные картинки. Но как только зритель заглядывает в стереоскоп (прибор для просмотра таких снимков — небольшая коробочка с ручкой или штативом и двумя линзами), взору открывается объемное изображение. Такой эффект достигается за счет бинокулярного зрения.

— Для получения стереопары необходимо снять одни и те же объекты с двух разных точек. Стекла в стереоскопе расположены под небольшим наклоном. Когда зритель заглядывает в устройство, то изображения сводятся, и получается объемная картинка, — объясняет принцип работы системы экскурсовод. — Стереофотография приравнивается к современным 3D-изображениям.

Рекомендации