https://pixabay.com/ru/

Мосты стали визитной карточкой городов

  • Анастасия Антропова
  • 12.02.2019

Много веков назад разводные мосты использовали для того, чтобы защитить замок от врагов. Сегодня они стали визитной карточкой тех городов, где находятся, убедился юнкор «ВМ».

В нашей стране лидером, безусловно, является Санкт-Петербург. Каких только прозвищ не удостаивался город за годы, которые прошли с его постройки. И детище Петра I, и окно в Европу, и Северная Пальмира. А еще его называют музеем мостов под открытым небом. Мосты, конечно, не единственная, но важная достопримечательность Петербурга, ведь здесь их более 800, и 18 из них — разводные.

И именно там 11 февраля 1842 года было принято решение о сооружении постоянного моста через Неву. Это был Благовещенский мост — первый разводной мост в России.

— Проекты постоянных мостов через Неву появлялись еще в середине XVIII века, но в то время их возведение было слишком дорогим удовольствием, — рассказывает Елена Асташова, руководитель НИО массовой и научно-просветительской работы Центрального музея железнодорожного транспорта (в музее постоянно действует выставка, посвященная истории отечественного мостостроения). — В результате Санкт-Петербург обходился наплавными мостами, на плавучих опорах, и плашкоутными — временные конструкции, сделанные из деревянных барокплашкоутов.

Мосты стали визитной карточкой городов
Финляндский железнодорожный мост, 2004 год. Wikipedia / Общественное достояние

К середине XIX века и в мире, и в России уже накопился опыт возведения постоянных металлических мостов. В 1842 году российский инженер Станислав Кербедз составил проект переправы через Большую Неву на Васильевский остров. И 1 января 1843 года состоялась его закладка.

— Работы предполагалось завершить за четыре года. Однако на практике срок оказался вдвое большим, — продолжает Елена Асташова. — Проект был невероятно сложным. Глубина реки в месте строительства достигала 10 метров, ледоходы угрожали снести конструкцию.

В итоге строительство продолжалось 8 лет. Впервые в истории российского мостостроения пришлось забивать сваи в дно такой быстрой и полноводной реки. Но когда, казалось бы, почти все работы были завершены, ледоход начал подмывать опоры моста.

— По городу даже ходила легенда, что один из городских помещиков специально купил квартиру напротив строящейся переправы, чтобы наблюдать «из первых рядов», как лед разрушит сооружение века, — рассказывает Елена Асташова. Но, несмотря на все трудности, открытие Благовещенского моста состоялось 21 ноября 1850 года.

На тот момент новый Благовещенский мост был самым длинным в Европе. На торжество прибыл император с семьей и свитой. Николай I с сыновьями прошел пешком на Васильевский остров. Однако с течением времени стало понятно, что неизбежна перестройка моста, поскольку его береговой разводной пролет стал узок для больших океанских кораблей, заходивших в Санкт-Петербург.

— В начале XX века было разработано несколько проектов реконструкции, однако их реализации помешали Первая мировая война и революция, — рассказывает Елена. — Поэтому мост был перестроен лишь в 1936–1938 годах. Пролетов было по-прежнему восемь, но теперь разводным стал средний пролет. Чугунные конструкции старого моста отправили в Калинин (сейчас — Тверь) для строительства переправы через Волгу, а оригинальные фонари были перенесены на Марсово поле.

Единственное, что расстраивало, — новый мост в архитектурном решении сильно уступал своему предшественнику. Поэтому в 2007 году, когда проходила новая реконструкция, ему постарались вернуть исторически достоверный облик: была выполнена имитация арок, что сделало мост более изящным и похожим на то, каким он был в XIX веке.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

9 мостов Санкт-Петербурга из 18 разводятся по графику в период навигации — с конца апреля до середины ноября. Еще три моста — Кантемировский, Сампсониевский и Гренадерский — разводятся по предварительной заявке в строго отведенное время.

КСТАТИ

Самый маленький разводной мост в мире — Сомерсет — расположен на Бермудских островах. Он соединяет остров Сомерсет с главным островом архипелага. Мост был построен в 1620 году, а в середине XX века реконструирован. Мост состоит из 2 частей, между которыми находится 45-сантиметровый зазор, прикрытый тонкой деревянной панелью. Эта панель убирается, когда яхты пересекают пролив между островами, таким образом мачты кораблей могут без особых проблем пройти под мостом.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разводные мосты, как правило, строят на судоходных реках и каналах в плотной застройке, когда иначе «развязать» наземный транспорт и судоходство не удается. Именно по этой причине в Москве разводных мостов нет. Но они есть через Москву-реку — два понтонных моста: автомобильный Парфентьевский (дорога Коломна — Парфентьево) и пешеходный Голутвинский (в Коломне). А еще такие мосты есть в Архангельске, Астрахани, Новосибирске, Ростове-на-Дону и других российских городах.

Рекомендации