Сергей Шахиджанян с экспонатами из своей коллекции. Фото: из личного архива Сергея Шахиджаняна

История в объективе

  • Глеб Бугров, Мария Недашковская
  • 16.01.2019

На занятии в школе юных корреспондентов «Новый Фейерверк» с лекцией выступил специальный корреспондент и фотограф «Вечерки» Сергей Шахиджанян. Опытный журналист рассказал юнкорам о хитростях работы и показал свою коллекцию старинных фотоаппаратов.

В медиа-центре, где проходят занятия «Нового Фейерверка», волшебная атмосфера: в полумраке, разгоняемом лишь светом софитов, на столе перед юнкорами лежат «любимцы» Сергея Владимировича: фотограф делает все возможное, чтобы превратить краткий экскурс в историю журналистики в маленькую сказку. Коллекционер с любовью рассказывает о камерах, каждая из которых – воплощение целой эпохи.

Шахиджанян начинает свой рассказ с самого первого фотоаппарата в мире – неказистой деревянной коробки на треноге, будто заглянувшей к нам в гости из черно-белых фильмов.

— Когда фотография только появлялась, не было никакого деления на «профессиональных» и «начинающих» фотографов, — рассказывает Сергей Владимирович. – Если у тебя получалось сделать хоть какой-то снимок, то ты уже мастер, расти некуда. Не вышло? Значит не твое, даже и продолжать не стоит. А мороки с этим аппаратом много: надо взвести затвор, правильно настроить резкость, откинуть матовый экран, вставить кассету на один кадр, сделать снимок… Ни о каком движении и речи не могло идти, ведь любое движение моделей могло смазать кадр. Вроде и не сложно, а мороки не оберешься!

Второй экспонат родом из двадцатого века и не такой громоздкий, как свой предшественник – «щелкать» можно и без треноги. Но, несмотря на повышенную мобильность фотоаппарата, качество по-прежнему оставляет желать лучшего: нормальный кадр можно было сделать только с двух-трех метров от предмета съемки. Роль вспышки играет магниевая лампочка, слепящая каждого, кто посмотрит в сторону работающего фотографа. Однако именно такая неудобная, громкая и яркая фотокамера подарила миру знаменитую фотографию Альберта Эйнштейна с высунутым языком.

Но жемчужина коллекции Сергея Владимировича – это, разумеется, «Лейка». Первый в своем роде зеркальный фотоаппарат произвела настоящую революцию в среде фотографов прошлого века. Компактная и незаметная камера, так сильно напоминающая современные, стала первой, использовавшей пленку вместо кассет. Легкость, простота в использовании и обслуживании, сменные объективы для различных дистанций, возможность сделать множество последовательных снимков – «Лейка» стала настоящим сокровищем для любого журналиста. В годы Великой Отечественной, фронтовые корреспонденты пользовались именно этими камерами, даже финальная точка в войне – водружение флага на Рейхстаг – была запечатлена на пленку этого фотоаппарата.

— А сегодня все уже проще, — с улыбкой говорит Шихаджанян. – У каждого из вас есть смартфон, а их камеры мощнее некоторых фотоаппаратов. Конечно, на одном телефоне в профессионалы не выедешь, но это отличный способ тренироваться. Так что в следующий раз не проходите мимо интересного кадра!

Рекомендации