Навигационная цепочка

vos.olimpiada.ru
vos.olimpiada.ru

В Музее Есенина прошла лекция ≪Забытые литературные течения начала ХХ века≫. Юнкор ≪ВМ≫ узнала про ≪будетлян≫, кубофутуристов и других представителей литературных направлений.

— Искусство и литературу начала ХХ века принято характеризовать как авангардизм. Это неоднозначное понятие, — углубилась в тему научный сотрудник музея Елизавета Терентьева. — Про русскую литературу той эпохи Осип Мандельштам говорил, что вся она вышла из лона символизма. Но нельзя утверждать, что ему на смену сразу пришел авангардизм.

Поняв, что будет не просто, я решила записывать тезисы. Первый. Литературу начала ХХ века мы называем ≪серебряный век≫. Но к этой эпохе относятся и новокрестьянская поэзия, и младосимволизм, и другие направления.

Так, новокрестьянские поэты — прямые продолжатели классической литературы XIX века. Термин использовался, чтобы отделить творчество Есенина, Клюева от поэтов, воспевавших простой крестьянский быт, — поясняет лектор. — Символизм, ≪враг поучений и ложной чувствительности≫, зародился в 1870-е годы во Франции, а позже пришел и в Россию. В начале ХХ века из символистов выделились младосимволисты — Блок, Белый, Соловьев. А в 1912-м откалываются акмеисты Гумилев и Ахматова. Для них главное — материальность и тематика образа.

Еще одним течением был футуризм, протестовавший против традиционного искусства: ≪Надо отменить прилагательное, и тогда голое существительное предстанет во всей своей красе; надо отменить наречие, пунктуация больше не нужна≫.

— И вот вокруг Велимира Хлебникова формируется кружок ≪будетлян≫ — людей будущего. Они использовали ≪заумный язык≫, понятный не каждому, — продолжает погружение в эпоху Елизавета. — Отдельная группа ≪будетлян≫ называла себя кубофутуристами, или ≪Гилея≫.

— Почему ≪Гилея≫? — раздается вопрос из зала.

— Геродот так называл области в истоке Днепра. Там располагалось имение, где прошли детство и юность Давида Бурлюка, организатора группы, — удивляет лектор.

А позднее, в 1913 году, от футуризма откалывается группа, которая взяла название ≪всеки≫. Их цель — воссоздать примитивное искусство.

— Ну и в противовес ≪всекам≫ в 1920 году складывается другая группа — ≪ничевоки≫. ≪Наша цель: источение произведения во имя ничего≫, говорили они, — поясняет Елизавета.

Впрочем, все эти литературные направления просуществовали недолго и распались к концу 1920-х годов.

Метки

Читайте также