В Институте славянской культуры прошел уникальный мастер-класс, где участники попробовали свои силы в старинной росписи. Юнкор «ВМ» создала собственный шедевр.
Вывожу тонкую линию яркой желтой краской и понимаю, что точно так же выводили эту линию многие века назад…
Примета русской старины
— История гуслицкой росписи берет начало многие века назад, — говорит Людмила Бородина, преподаватель ститута славянской культуры.
Гуслицкая роспись — уникальное наследие древнерусской культуры. Она зародилась в местности под названием Гуслицы (сейчас это Орехово-Зуевский район Подмосковья). Ею украшали свои певческие книги старообрядцы, но нять тайный смысл рисунка могли далеко не все. В каждую линию, в каждый яркий цветок или изображение пестрой птички нашими предками был вложен сокровенный смысл.
Гуслицкая роспись, как наука – в ней все выверено, отработано веками. Она не терпит вольностей
Вместо телефона — кисточка
Несмотря на свою живописную красоту, роспись получила признание лишь в XIX веке, когда в моду вошел русский национальный колорит. Но вскоре типографии навсегда вытеснили ручной труд переписчиков книг, и в наши дни практически не осталось мастеров, владеющих этим тонким искусством.
— Приемы гуслицкой росписи на Руси отрабатывались столетиями, а сейчас, во время массовой механизации, нет ничего подобного той прекрасной технике ни по стилю, ни по выполнению, — с горечью говорит Людмила Николаевна. — Но я покажу вам приемы, которыми пользовались наши предки с незапамятных времен.
Мы, два десятка москвичей XXI века, неуверенно смотрим на кисти. Это не мобильник, с которым все понятно…
Можно и повторить
— Главное запомнить, что роспись по силам каждому, — понимающе говорит наша наставница. — Овладев знаниями, ее можно выполнить в домашних условиях, нужно лишь больше практиковаться. Сегодня существует множество приемов росписи, самый древний — на яичной темпере, она наиболее красивая, но и самая сложная по технике, поэтому мы будем делать краску на основе клея ПВА. Это просто, но по красоте мало уступает темпере.
Сразу ничего не получится
Старательно смешиваю гуашь и ПВА — краска готова.
— Нужно помнить, что главное в гуслицкой росписи — это красота и изящество, — Людмила Николаевна показывает, как нужно вести кисть, мы пытаемся делать так же. — Кисть, она как балерина, хрупкая и утонченная, перед росписью художник как бы пытается почувствовать ее душу.
Нам раздают трафареты, приступаем к росписи.
— Сразу ничего не получится, нужно набраться терпения, но, когда ваша рука привыкнет к сложной технике, вы увидите, какую красоту можете сотворить сами, — говорит Бородина.
И правда, пройдя через корявенькие завитки и страдания руки, не привыкшей держать кисть, понимаю, что работа проделана не зря, и дома я точно еще потренируюсь. Люди потихоньку начинают уходить из аудитории, я же сижу до последнего.
Понравилось! Гуслицкая роспись, она как наука, настолько в ней все выверено, отработано веками. Она не терпит вольностей, существует лишь одна техника, и я счастлива, что имела возможность посетить этот удивительный мастер-класс.