https://pixabay.com/ru

Склонности и способности: психологический тип человека влияет на сферу его деятельности

  • Мария Раевская, Наталия Покровская, Никита Миронов
  • 6.05.2019

Почему люди различаются по степени успешности профессиональной деятельности? Почему два человека, занимаясь одним и тем же, делают это неодинаково хорошо и успешно? Почему у одного и того же человека одно дело получается лучше, а другое хуже? Причина в том, что разные люди обладают разными способностями. А помочь определить их призваны всевозможные тесты и диагностики. К ним можно, конечно, относиться скептически, но сбрасывать со счетов не стоит.

Понять, чем вы хотите заниматься в жизни, помогут тесты на профориентацию. Хотя, безусловно, найдутся рядом с вами и скептики, которые скажут, что такой подход несерьезен и ненаучен, и ни один тест или диагностика не скажут вам с точностью, что ты, например, — биолог, искусствовед или механик.

Однако еще в 1970-е годы профессор психологического факультета МГУ Евгений Климов разработал дифференциально-диагностический опросник, который предназначен для выявления склонности не к конкретным профессиям, а к направлениям деятельности.

Эти направления деятельности человека можно разделить на пять групп — в зависимости от того, что является объектом труда:

■ социономические (человек),
bursa eskort
escort bayan
bursa escort bayan

■ технономические (техника),

■ биономические (природа),

■ сигнономические (знаковая система),

■ артономические (художественный образ).

Есть и множество других классификаций. Например, по типам личности и профессиональной среды. Американский психолог Джон Голланд выделяет реалистический (работа с инструментами и машинами, а также большинство «мужских» профессий — военное дело, авиация), исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский, конвенциональный (систематизация и хранение данных).

— Во многих зарубежных компаниях даже в резюме требуют указывать свой тип личности по типологии Карла Юнга и Майерс-Бриггс, — говорит психотерапевт Марк Сандомирский, кандидат медицинских наук. — Сейчас пройти такой тест можно и самому в интернете.

Но иногда в процессе обучения, а то и уже начав работать, человек понимает, что профессию выбрал не свою и, чтобы оставаться в ней, приходится что-то в себе преодолевать. И здесь важно понять, до какой степени это можно делать, как не превратить обучение в вузе, а затем и работу в ежедневную пытку, которая не позволит развиваться.

Есть особенности личности и характера, которые тоже надо учитывать. Ярко выраженному экстраверту будет тяжело работать в тиши офиса или в лаборатории, а интроверту — не по себе в роли учителя или адвоката. Какоето время с этим можно бороться — ценой повышенного напряжения. Но рано или поздно проблема даст о себе знать. Начнется профессиональное выгорание, и придется искать другую работу.

— Главное — должна быть мотивация, — говорит Сандомирский. — Например, брезгливость или страх можно преодолеть. Если студент медицинского института падает в обморок, впервые войдя в анатомичку или операционную, это вовсе не значит, что из него не получится в будущем хорошего врача. Вступая в сферу профессиональной деятельности, человек не остается неизменным: работа накладывает отпечаток на его личность. Это называется «профессионализация».

И помните притчу о трех каменотесах: один считал, что просто «таскает камни», другой — что «зарабатывает на хлеб семье», а третий — что «строит храм». Отношение к делу — великая вещь.

СПРАВКА 

Евгений Климов — советский и российский психолог, психофизиолог, доктор психологических наук, профессор, методолог практической психологии, психологии труда и профориентации. Он стал одним из основоположников современной отечественной дифференциальной психофизиологии, разработал теорию типологического индивидуального стиля деятельности. Считался ведущим специалистом СССР и России в области психологии профессиоведения. Автор около 320 монографий и научных статей по психологии и психофизиологии. Был ведущим методологом коренного обновления теории и практики профессиональной подготовки психологических кадров СССР и России.

Выбирайте образ жизни

Семейный психолог Наталья Панфилова советует: выбирая дело жизни, в первую очередь следует пройти тесты по профориентации.

— Наталья Александровна, что же, прошел тест — и готово? Профессия выбрана?

— Ничего подобного! Тесты, даже самые хорошие, определяют лишь склонности человека, его потенциальную способность выполнять ту или иную работу. Если, например, девушка общительна, любит читать и склонна к творчеству, то, возможно, она может стать журналистом. Но — совсем не обязательно.

— То есть склонности человека — не главное?

— Склонности, характер очень важны. Но не менее важна и мотивация. Тут должны включиться родители. Будет очень правильно, если они время от времени станут спрашивать ребенка, как он дальше хочешь жить, что для него важно. Это поможет молодому человеку разобраться в себе — а чего же он, собственно, от жизни хочет?

— Например, подросток скажет, что хочет заниматься бизнесом…

— Отлично, тогда родители с высоты своего жизненного опыта должны объяснить, чем занимается бизнесмен и чем ради своей работы ему приходится жертвовать. Любишь ли ты рисковать? Умеешь ли думать и принимать неожиданные решения? Любишь ли работать без четкого графика? Ответы на эти вопросы должны заставить ребенка задуматься. Главный вопрос, на который молодой человек должен ответить, не «Кем я хочу быть?», а «Как я хочу жить?» Ведь профессия во многом определяет образ жизни!

— Мне кажется, все хотят жить счастливо!

— Разумеется, поэтому профессию и надо выбирать очень тщательно. Вот, например, молодой человек хочет стать ученым-историком. Поступил в вуз, окончил исторический факультет, теперь учится в аспирантуре, пишет кандидатскую диссертацию. А что дальше? Что через 5–7 лет? Как он будет жить, где работать, куда будет ездить отдыхать — вот обо всем этом и должны говорить родители. Да, наша профессия во многом и есть наша жизнь. Но жизнь все-таки больше, чем профессия! Поэтому деньги, которые ты будешь зарабатывать, тоже очень важны. И этот момент тоже должны объяснить родители.

— Значит, все упирается в деньги?

— Вовсе нет. Просто молодой человек должен иметь четкое представление: вот, скажем, я стану адвокатом, или токарем, или водителем автобуса. И что конкретно меня на этой стезе ждет? Будет здорово, если родители среди своих знакомых найдут человека выбранной ребенком профессии и познакомят их. Тогда, возможно, рассеются многие иллюзии. Или молодой человек поймет, какие трудности на пути к успеху в выбранном деле ему придется преодолеть.

Определяем личностные особенности

На основе методики Евгения Климова был разработан тест, который поможет вам выяснить, на какой вид деятельности лучше обратить внимание. Вопросы подобраны так, чтобы определить личностные особенности каждого, ярко выраженный интерес к данному виду деятельности.

Это необходимо для правильного выбора профессии. Надеемся, тест станет для вас хорошей подсказкой.

■ Выберите один из двух вариантов ответа в зависимости от того, насколько верно наше предположение, например:

Категорически нет 0

Да, это точно обо мне 1

Посчитайте баллы в каждом блоке. Тот, в котором окажется наибольшее число утвердительных ответов, указывает, какую вам выбирать профессию.

Человек — Природа

■ Вы любите смотреть фильмы и передачи из жизни живой природы?

■ Хорошо разбираетесь в породах животных или видах растений?

■ Вы бы смогли перебороть страх, например, перед крысой, если бы вам понадобилось ее удержать в руках?

■ Вы любите и умеете возиться с комнатными растениями, даже засохший росточек вашими усилиями превратится в цветущий куст?

■ Вы считаете, что парки в городе важнее инфраструктуры (дороги, магазины, офисные помещения)?

■ Идеальный отдых для вас — не пляж, а поход за грибами, пикник в лесу или даже вылазка в горы?

Человек — Техника

■ Вы легко назовете минимум 10 компонентов, из которых состоит ваш компьютер?

■ Вы неплохо справляетесь с заданиями по физике, особенно лабораторными?

■ Что касается техники, вам проще показать, как с ней управляться, чем объяснить?

■ В детстве часто разбирали механические игрушки, чтобы узнать, что там внутри?

■ Вы предпочитаете внимательно прочитать инструкцию, чтобы освоить новый гаджет?

■ На уроках геометрии или черчения вам не составляет большого труда точно начертить объемный рисунок, сделать его в нескольких ракурсах?

Человек — Человек

■ Как ни странно, но после всех поездок у вас больше всего остается фотографий с портретами людей?

■ Вы любите книги и фильмы о культуре и истории разных стран?

■ Вы считаете себя сострадательным человеком, готовы помочь даже незнакомому человеку, если понадобится? ■ Вы хорошо справляетесь, когда нужно присмотреть за маленькими детьми?

■ Вы знаете, как убедить человека сделать то, что вам нужно, умеете найти свой подход к каждому?

■ Вы можете справиться с волнением и хорошо выступаете перед большой аудиторией?

Человек — Знаковая система

■ Вы с удовольствием решаете сложные задачки, редко ошибаетесь в расчетах, умеете применять нужные формулы?

■ Лучше всего информация усваивается в виде графиков и таблиц?

■ Вы любите точность в расчетах, не допустите ошибок в тексте из-за невнимательности?

■ Вы сможете относительно точно воспроизвести математическую формулу или схему, увидев ее первый раз?

■ Если нужно объяснить что-то другому человеку (например, как организовать вечеринку), вам проще набросать схему или план?

■ У вас наверняка идеальный порядок на столе, вы точно знаете, в каком ящике лежит нужный предмет?

Человек — Художественный образ

■ Когда вы что-то рассказываете, то стремитесь в первую очередь передать эмоции и переживания?

■ Вы неплохо запоминаете внешность и мимику людей, сможете изобразить или нарисовать, например, известного человека?

■ Часто выбираете вещи или книги импульсивно, полагаясь на их внешний вид?

■ Вы близко к сердцу принимаете эмоции героев фильмов или книг?

■ У вас необычный стиль одежды или оформление комнаты. Вы уверены, что индивидуальность — прежде всего?

■ Увидев сувенир или поделку, вы уверены, что сможете сделать такую же, а то и лучше?

РЕЗУЛЬТАТЫ

Человек — Природа

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Интерес к природе должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. От человека требуются инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.

Человек — Техника

Здесь главный предмет труда — механизмы. При обработке, преобразовании, перемещении или оценке технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества.

Человек — Человек

Главный предмет труда — люди. Для успешной работы по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства. Качества, которые важны в работе: потребность в общении, способность понимать намерения, помыслы, настроения людей, умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей, умение находить общий язык с разными людьми.

Человек — Знаковая система

Ведущий предмет труда — условные знаки, цифры, коды, языки. Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

Человек — Художественный образ

Ведущий предмет труда — художественный образ, способы его построения. Одна из особенностей профессий этого типа в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Михаил Кондратьев, педагог-психолог школы № 1241:

—  Выбирая профессию, заведите блокнот для записей мыслей при посещении мероприятий — что вызвало наибольший интерес на лекции или мастер-классе? В этом очень помогают «Субботы московского школьника». Не знаете, с чего начать — начните с интересного названия. А еще записывайте, что вам понравилось в рассказах людей о профессии.

Рекомендации