Современным школьникам перед выпускными экзаменами необходимо внимательнее относиться к инструкциям и рекомендациям по выполнению заданий, чтобы избежать потери баллов Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

Выпускники не очень хорошо знают литературу и литературные средства выразительности

  • Мария Соловьева
  • 25.11.2019

Единый госэкзамен по литературе не входит в число обязательных, его выбирают сами школьники, которые собираются поступать в вузы по таким специальностям, как филология, лингвистика, музыкально-театральное искусство, журналистика и другим.

Задания различного уровня сложности нацелены на выявление уровня литературоведческой грамотности выпускников и проверку знания истории отечественной литературы. Экзамен опирается на программу 9–11-х классов, составляющую единый историко-литературный курс: от древнерусской литературы до новейшей поэзии и прозы.

По данным Федерального института педагогических измерений, выпускники 2019 года успешно справились с заданиями экзамена. Наибольшую сложность в базовой части вызвали задания 4 и 13. Первые требуют знания текста на уровне значимых элементов (система образов, основной сюжет, говорящие детали и тому подобное), вторые проверяют знание средств художественной выразительности, использующихся автором в лирическом произведении.

Среди заданий повышенного уровня сложности, требующих небольшого развернутого ответа, трудности вызывало выполнение заданий 9 и 16, проверяющих способность выпускника включать исходно предложенное ему произведение в литературный контекст. К заданиям данного типа применяется такой важный критерий оценивания, как уместность выбора контекста и корректность сопоставления. Это требует от выпускника хорошего знания литературного курса в целом, способности рассматривать литературный процесс как непрерывный диалог авторских точек зрения на сходные жизненные явления.

Завершает экзаменационную работу сочинение, являющееся традиционной формой проверки литературных знаний выпускников. К типичным ошибкам в сочинениях выпускников в ЕГЭ по литературе следует отнести: недостаточно внимательное прочтение темы, отсутствие необходимой опоры на литературный материал, нарушение логики в рассуждениях, низкий уровень речевого оформления текста. Формат ЕГЭ по литературе в 2020 году не претерпит каких-либо содержательных или структурных изменений, что позволит при подготовке к экзамену сосредоточиться на тех проблемных зонах, которые обозначились при оценке результатов прошлых лет.

— Я очень рекомендую всем ребятам, которые будут сдавать выпускной экзамен по литературе, внимательно читать инструкции, поскольку они подсказывают, как правильно выполнять задания и какие требования к ним предъявляются. Также важно заранее изучить критерии оценки работ, чтобы понимать, как их будут рассматривать экзаменаторы. И постараться эти параметры соблюсти, — сказал руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по литературе Сергей Зинин.

Рекомендации