Студент колледжа сферы услуг № 3 Сергей Кощеев решил, что сначала нужно получить среднее образование. Наталия Нечаева, "Вечерняя Москва"

Выбрать и не ошибиться

  • Никита Миронов
  • 5.05.2019

Выбирая путь в жизни, надо действовать основательно. На Западе, например, принято получать высшее образование после того, как вы попробуете себя в профессии, о которой мечтаете. Важно понять — это действительно ваше или нет?

Вот цифры, которые заставляют задуматься. Почти половина жителей России не работают по профессии, которой обучились в вузах. Таковы данные исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Печальная статистика

Причину респонденты, не работающие по специальности, связывают с отсутствием работы (30 процентов) и лучшей зарплатой в другой сфере (24 процента). 20 процентов опрошенных просто нашли себя в другой сфере деятельности. Многим (37 процентов) пришлось пройти курсы переподготовки, чтобы перейти в другую область. Среди людей с высшим образованием эта доля выше — 45 процентов. Еще треть (33 процента) не проходили курсы, но обучались самостоятельно. Наконец, 29 процентов респондентов вообще не получали никаких дополнительных знаний и навыков, чтобы работать на текущем месте.

— Я не удивляюсь. Ведь задача большинства тех, кто идет в вуз, — поступить на бюджет и получить профессию, которая им гипотетически нравится, — рассуждает председатель Московского городского родительского комитета Руслан Ткаченко. — А о том, чем придется заниматься и сколько можно заработать, молодые люди не очень-то задумываются. И вот результат: от четырех до шести лет вашей молодой жизни потрачено впустую!

Вышка после колледжа

Выбрать профессию и не ошибиться, конечно, можно.

— В развитых странах сразу после школы идти в вуз не принято, — поясняет руководитель карьерного центра ассоциации выпускников бизнес-школы «Мирбис» Елена Лимонова. — Человек обычно получает среднее образование и приходит в профессию. И лишь когда освоится, принимает решение — нужны ли ему дополнительные компетенции, хочет ли он карьерного роста.

Такая стратегия логична. Ведь нередко человек понимает: выбранная профессия не нравится.

— Например, потратила девушка шесть лет, стала экономистом-бухгалтером. Хорошая профессия, востребованная, но ей скучно сидеть на одном месте, а нравится заниматься продажами, — говорит Лимонова. — И как быть? Шесть лет образования, а еще и платного, списать в утиль? Кто-то на это решается и идет получать новую профессию. А кто-то так и продолжает работать в полученной, приходя на работу, как на каторгу.

Полное погружение

Молодые люди часто выбирают профессию, носитель которой им нравится как человек.

— Скажем, в доме бывает дядя Женя, он доктор, очень веселый, душа компании. Поэтому я тоже хочу быть доктором — таким, как дядя Женя, — рассказывает кандидат психологических наук, преподаватель МГУ Антон Латышев. — Но человек — это одно, а профессия — другое. Сериал «Доктор Хаус» и реальная больница — разные истории.

Поговорите с человеком о его профессии, как строится рабочий день, о сложностях и приятных моментах. Очень хорошо, если человек возьмет вас на «производство», например в ту же больницу. Может статься, что, побывав «внутри процесса», вы измените свои представления о будущем месте работы.

— В 16 лет я мечтал быть юристом, — рассказывает Латышев. — И дядя как-то пригласил меня в суд, он был адвокатом. Мы часа два ждали заседания, потом выяснилось, что истец не явился, и этим все закончилось. Дядя пожал плечами: «Обычное дело». А я точно понял, что быть адвокатом не хочу!

По мнению эксперта, чем больше вы узнаете о специфике обучения и работы в выбранной профессии, тем больше у вас будет информации к размышлению.

— Главная проблема старшеклассников, выбирающих жизненный путь, — это весьма смутные представления о будущей профессии. Вот полицейский — это кто? Тот, кто гонится за опасным преступником, умеет стрелять с обеих рук? — рассуждает Антон Латышев. — Но это представление о профессии по кино и книгам. Большую же часть рабочего времени полицейский не совершает подвиги, а пишет отчеты! И даже если ваша мотивация — высокая зарплата, не забывайте, что зависит она не от сферы деятельности, а от работника. Есть банковские сотрудники, получающие 30 тысяч, а есть сварщики высокой квалификации с зарплатой под 200. Деньги приходят к тому, кто любит свою работу и постоянно в ней совершенствуется. Поэтому, выбирая профессию, имеет смысл думать не о ней, а о том, можно ли в ней «вырасти».

НЕПРАВИЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ

Каждое новое поколение выпускников школ, не желая учиться на ошибках прошедших этот непростой путь до них, стабильно продолжает наступать на одни и те же грабли при выборе идеальной для себя профессии. Их немало, мы, пожалуй, перечислим основные:

— незнание мира профессий, перспектив рынка труда;

— ориентация на престижность профессии;

— выбор под давлением окружающих;

— идти по стопам своего кумира;

— пойти учиться «за компанию»;

— неправильная оценка своих способностей;

— привязанность к любимому школьному предмету;

— недооценка своих физических особенностей и возможностей;

— выбор профессии назло или вопреки кому-нибудь;

— учиться только ради корочки о высшем образовании.

Изучите выбираемую профессию и попробуйте честно ответить себе по каждому пункту, чтобы не оказаться разочарованным после.

Кстати, еще одним фактором становится «угроза» службы в армии для мальчишек. И оттянуть ее можно, только поступив в вуз и учась в нем до наступления 27 лет. В результате на выходе получаются отлично подготовленные специалисты с уклоном в научную деятельность, но не планирующие работать в этой сфере. Так, может, стоит год отслужить, чем 10 лет потратить впустую?

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий Парнов, кандидат педагогических наук, главный редактор журнала «Методическая работа в школе»:

— Алгоритм выбора высшего учебного заведения и будущей профессии довольно прост. Узнайте, какие личностные качества необходимы человеку в выбранной вами сфере, определите приоритеты в учебных школьных предметах и выясните, в каких вузах можно эту профессию получить. Почитайте отзывы выпускников этих вузов — как быстро они нашли работу после завершения обучения, кем работают, сколько сейчас зарабатывают, что сами считают сильной стороной полученного образования. Еще один важный момент — уточните, существуют ли какие-то ограничения для абитуриентов этих вузов и каковы льготы. Где-то, например, добавляют баллы за значки ГТО, где-то — за успешное участие в олимпиадах. А где-то не принимают без сдачи в стенах вуза экзамена по профильному предмету — довольно распространенная практика. Итак, вы выбрали вуз. Теперь надо подробнее изучить, как проходит образовательный процесс. Соберите всю информацию об особенностях обучения именно в этом вузе. Где-то, например, принципиально посещение всех лекций и семинаров — иначе отчислят. Эти особенности лучше знать заранее. Ведь поступить — мало, нужно в вузе еще и удержаться. И уже проанализировав имеющиеся данные, составляйте свою личную образовательную траекторию: школа — вуз, школа — колледж — вуз, школа — колледж — если понимаете, что вуз в выбранной профессии и специальности вам не принципиален и его можно окончить уже потом, поработав несколько лет после окончания колледжа.

Рекомендации