Фото: ГБУК г. Москвы «ГМЗ «Царицыно»

«Учебный день в музее»: как создается новый формат уроков

  • Стальной Дмитрий Александрович, заместитель заведующего отделом музейно-образовательных программ и экскурсионного обслуживания ГБУК г. Москвы «ГМЗ «Царицыно»
  • 11.11.2019

Благодаря столичному проекту «Учебный день в музее» учителя и школьники получили уникальную возможность самостоятельно проводить занятия в музейном пространстве. Один из музеев, где проходят уроки московских школьников — музей-заповедник «Царицыно». Педагоги используют методические материалы, отвечающие требованиям школьной программы, разработанные преподавателями, музейными специалистами и сотрудниками Городского методического центра. Ребята участвуют в проекте бесплатно в рамках реализации программы Мэра города Москвы «Музеи – детям».

Поисково-исследовательская деятельность – одна из самых интересных для ребят, поэтому в уроках используются музейные коллекции и экспозиционное пространство.

Проект «Учебный день в музее» – это возможность провести целый учебный день в одном музее, организовав уроки сразу по нескольким предметам. В музее-заповеднике «Царицыно» устроен полноценный «Учебный день» для учащихся 5, 7 и 9 классов. Он состоит трех уроков. Каждый урок имеет свой маршрут и позволяет познакомиться экспозицией музея-заповедника.

Например, урок по информатике для 5 класса начинается сразу у главных ворот, ведущих на территорию музея-заповедника. История кодов и шифров — это многовековой поединок между создателями шифров и теми, кто их взламывает, интеллектуальная гонка вооружений, которая оказала разительное влияние на ход истории. Во время урока, посвященного теме «Кодирование информации», ученики познакомятся с шифрами, применявшимися во времена Екатерины II, а также попробуют сдать экзамен настоящему тайному агенту. Маршрут урока проложен таким образом, чтобы решить сразу две задачи: образовательную и навигационную, т.е. закончится ровно в том месте, откуда будет удобно начать следующий.

Вторым уроком, подготовленным в рамках «Учебного дня» для 5 класса, стало занятие по истории, проводимое в Большом дворце и посвященное теме «Источники знаний о прошлом». Особенностью этого урока является место его проведения –пространство «Детского музея», разработанное специально для детей младшего возраста и насыщенное различными интерактивными элементами.

Посетив первый зал «Детского музея», учащиеся узнают много нового и интересного об истории Царицына, познакомятся с интересными фактами, узнают о ключевых событиях, произошедших в этой местности. Школьники учатся различать типы исторических источников, факты от вымысла, а благодаря интерактивным экспонатам поиск правильных ответов превратится в увлекательный квест.

Завершится учебный день в 5 классе уроком географии, посвященном теме «План местности». Он, как и урок информатики, проходит в парковом пространстве. Цель урока – научить школьников ориентироваться с помощью исторических карт и схем территории парка, повысить навыки работы с азимутом и освоить передвижения с использованием устного описания местности. Успешно выполнив все задания, учащиеся завершают свой учебный день около метро.

Все уроки, представленные на сайте проекта «Учебный день в музее», прошли экспертизу методистов Городского методического центра и ведущих методистов отдела музейно-образовательных программ и экскурсионного обслуживания музея-заповедника «Царицыно».

 

 

 

Рекомендации